Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

За какие лайки и перепосты можно получить уголовное дело?

Сына в университете предупредили, что в соцсетях активизировались экстремисты со своими публикациями. Как понять, что материал экстремистский и чем это опасно?
В. Кирова, Ставрополь

Почему Интернет?

Интернет – один из основных каналов массовой информации. Одновременно с появлением доступного Интернета стали развиваться средства, облегчающие методы коммуникации между людьми. Из простейших чатов они постепенно превратились в блогосферу и разнообразные социальные сети с всеобъемлющим охватом. Поэтому посредством именно глобальной сети активно распространяется радикальная идеология, в результате чего молодежь вовлекается в экстремистскую деятельность.

Через Интернет распространяют наркотики, здесь совершают мошенничества, пропагандируют суицид и т.п. При этом подростки не всегда рассказывают взрослым, с чем они столкнулись в Сети. Социологическое исследование «Растим детей в эпоху Интернета» показало, что в 92% случаев подростки не сообщают родителям о ситуациях, когда сталкиваются с неподходящим по возрасту контентом или общаются с радикально настроенными пользователями. 18% тинейджеров признались, что предпочитают выходить в сеть, когда рядом нет взрослых. Ещё 16% используют пароли, а 10% удаляют историю посещений в браузере.

За что наказывают?

Осуждённые за распространение экстремистской информации и материалов на Ставрополье имеются. Сотрудники краевого Управления ФСБ задержали студента Невинномысского колледжа. Он пропагандировал деятельность украинского объединения «Правый сектор» и запрещенную в стране межрегиональную национал-радикальную группу «Misanthropic division». Юноша был активным членом группы, использовал для связи с участниками объединения страницу с логином «Антон Меркульев» в социальной сети «Вконтакте». Его роль заключалась в вербовке новых членов, а также распространении антироссийских настроений среди ставропольской молодёжи.  Суд приговорил его к 3 годам лишения свободы условно с ограничением свободы сроком на 1 год.

Вот ещё один пример. Органы безопасности пресекли противоправную деятельность военнослужащего 205-й отдельной мотострелковой бригады, который размещал на своих страницах в социальных сетях призывы к возбуждению ненависти и вражды на расовой и национальной почве. Суд признал его виновным.

Кроме того, к ответственности привлекли 16-летнего жителя Минеральных Вод, который распространял неофашистскую идеологию, будучи администратором группы «Тяпка» в социальной сети «ВКонтакте». Он размещал в открытом доступе фотоматериалы, оскверняющие символы воинской славы России.

Сколько поймали?

- В первом квартале 2017 года в СКР региона поступило 14 сообщений о преступлениях экстремистского характера, в 2016 году зарегистрировано 17 таких сообщений, – рассказала Екатерина ДАНИЛОВА, старший помощник руководителя следственного управления СКР по Ставропольскому краю. – В этом году уже возбуждено 6 уголовных дел. 

Если речь о клевете, оскорблении, умалении достоинства, призыв к экстремистской деятельности или что-то подобное, правильная квалификация невозможна без лингвистической экспертизы. Однако с помощью специальных филологических познаний выявляется лишь содержательно-смысловая направленность текстов. Вопрос о том, экстремистский текст или нет, решает следователь  на основе сделанных экспертом выводов о том, какие идеи распространяются через этот текст. Ст. 282 УК РФ («возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») предусматривает наказание, в том числе лишение свободы на срок до шести лет. 

В законодательстве до сих пор нет определения такого понятия, как перепост или лайк. Поэтому любой случай так называемого «расшара» материалов в соцсети может квалифицироваться, как высказывание самого владельца аккаунта или одобрение скопированной записи.

Анна МАКСИМЕНКО
«Аргументы и факты»

 

Комментарии

Валерий ЛЕДОВСКОЙ, член Центра гражданских инициатив (Ставрополь):

-  Экстремистский материал – это тот, который направляет людей на борьбу, на разрушение государства,  на применение физической силы в отношении других, уничтожение группы людей по каким- либо признакам, высказывания, которые направлены на разлад между странами, склонение к антисоциальным действиям. Сегодня какого-то чёткого алгоритма действий, эффективного решения проблемы в целом пока нет. Правоохранительные органы усиливают борьбу, занимаются профилактикой, но экстремисты всё равно, понимая, что воздействие через сети – самое эффективное, продолжают своё дело. Зачастую они используют для этого компьютерные игры и чаты.  Я считаю, необходимо, чтобы сами люди стремились защититься от такой информации. Чтобы родители ставили соответствующие блокировки на компьютеры и телефоны своих детей. Интернет-провайдеры предлагают услугу «родительский контроль» за дополнительную плату. А нужно, чтобы это было бесплатно.

Ольга ЛЕПИЛКИНА, завкафедрой журналистики СКФУ, доктор филологических наук:

- Наша кафедра на протяжении 4 лет  мониторит региональное интернет-пространство на наличие  экстремистских высказываний. В последнее время таких материалов стало меньше. Во-первых, усиливается ответственность за их размещение (в блоге, чате, на стене профиля).  Поэтому происходит более тщательная модерация. Во-вторых, внимательно работают правоохранительные органы. 

Чаще всего ситуация с экстремистскими высказываниями – банальная провокация. Провокатор в группе начинает публиковать какие-то высказывания, вызывающие агрессию. Иногда он это делает просто из желания поиграть словами. А пользователи ведутся на это и начинают ему отвечать, зачастую излишне экспрессивно. Особенно этому подвержена молодёжь. У молодых людей присутствует некая иллюзия, что Интернет равносилен беседам у себя на кухне. Они не всегда осознают, что  это огромное публичное пространство, в котором  если ты высказываешь ту или иную позицию, несёшь за это ответственность. 

 


Аппарат антитеррористической комиссии Ставропольского края

г. Ставрополь, площадь Ленина, 1
(8652) 306-395, факс: (8652) 306-505
antiterror@stavkray.ru

© 2016 Антитеррористическая комиссия Ставропольского края