Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

В СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю ожидает суда Хазвах Черхигов. Предполагаемому участнику басаевской банды, терзавшей небольшой степной городок в июне 1995 года, предъявлены серьезные обвинения.

С тех трагических дней прошло почти 24 года. За минувшее время Ставропольским краевым судом и Северо-Кавказским военным окружным судом (Ростов-на-Дону) осуждены и приговорены к срокам от 11 до 15 лет лишения свободы 30 участников незаконного вооруженного формирования. При штурме больницы убиты 16 боевиков. Сам главарь уничтожен спецслужбами в Ингушетии ночью 10 июля 2006 года, и около 20 его подельников также ликвидированы до суда.

Не скрыться под чужими именами

Сотрудники ФСБ России задержали Хазваха Черхигова 20 ноября прошлого года в Москве. Почему же подозреваемый так долго мог скрываться? В ходе оперативно-разыскных мероприятий открылись любопытные подробности. Было установлено, что Черхигов, чтобы надежно спрятаться от идущих по следу силовиков, получил новый паспорт. В Чеченской Республике он, используя связи и деньги, сменил имя на Алика Ибрагимовича Исмаилова.

Однако это не уберегло прежнего Хазваха Шамшиденовича от совершения противоправных действий. В августе 2001-го Останкинский межрайонный суд Москвы приговорил на тот момент Алика Исмаилова к шести годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима. Осудили «столичного» жителя за неправомерное завладение автомобилем с угрозой применения насилия. Наказание он отбывал в УФСИН России по Красноярскому краю. Сел, вышел, немного побыл на воле.

Но в 2011 году Исмаилов отправился в другую колонию, «девятку» в Курской области. Истринский городской суд Московской области приговорил его к четырем годам лишения свободы за незаконное хранение оружия и хулиганство с применением оружия. Однако Черхигов (он же Исмаилов) не стал задерживаться за решеткой, и в 2013-м сбежал из исправительного учреждения.

Естественно, ему снова пришлось изменить имя. На сей раз он раздобыл документы, оформленные на Руслана Альбертовича Магомадова. И даже это не помогло. Не знал Хазвах Черхигов, что преступления, совершенные басаевскими боевиками, не имеют срока давности, и все бандиты будут находиться в розыске, пока не понесут заслуженное наказание.

Задержанному предъявлены обвинения в совершении террористческого акта, участии в вооруженной группе (банде), захвате и удержании заложников, использовании заведомо подложного документа. И Ленинский районный суд заключил его под стражу. Сейчас следователи ведут кропотливую работу, собирая доказательственную базу.

Оглашаем список

Да, история показывает, что справедливый процесс возмездия за вероломное нападение идет хоть и медленно, но неумолимо. И его уже никто не остановит. Вот лишь некоторые факты.

В мае 2006-го к 12 годам лишения свободы был приговорен участник басаевской банды Нур-Магомед Хатуев. А в июле 2009-го суд Ставрополья признал виновными в аналогичном преступлении боевиков Абубакара Межиева и Игоря Соколова — им назначили соответственно 11 и 13 лет лишения свободы в колонии общего режима. 16 октября 2013-го Ставропольский краевой суд приговорил к 14 годам еще одного участника теракта в Буденновске Моулду Хабаева.

В декабре 2017 года также осуждены на разные сроки двое уроженцев Чечни: Рамзан Белялов получил 15 лет, а Магомед Маздаев — 13. Согласно материалам дела, в первой половине июня 1995 года Белялов и Маздаев добровольно вступили в банду Басаева, убивавшую в Буденновске милиционеров и мирных жителей.

В октябре 2015 года в московском регионе был задержан Бадрудди Даудов. В июне 2018-го он был приговорен Северо-Кавказским окружным военным судом к 14 годам колонии общего режима. Примечательно, что в январе 2019-го Верховный суд РФ рассматривал апелляционную жалобу Даудова, но оставил приговор окружного военного суда без изменения. Приговор вступил в законную силу.

Сейчас в федеральном и международном розыске находятся 28 человек по уголовному делу.

 Центнер взрывчатки для Басаева

На счету этого одиозного полевого командира десятки терактов. Назовем лишь некоторые: захват заложников в Буденновске и в театральном центре на Дубровке в Москве, взрыв грузовика в центре Грозного в 2002 году. Ему вменялись в вину несколько статей УК («терроризм», «бандитизм» и прочие). Помимо реакции российских властей, он числился в списках террористов №1 ряда международных организаций.

После Буденновска было предпринято несколько попыток ликвидировать Басаева, но он упорно уходил от правосудия. Сообщения о его гибели периодически появлялись в СМИ: в 1995-м после штурма Грозного, затем — в 2000-м, 2002-м и 2005-м.

8 июня 2006 года спецслужбы РФ получили информацию, что Басаев скрывается недалеко от города Тырнауз в Кабардино-Балкарии. С того момента и началась реальная операция по его уничтожению.

Прячась от силовиков, он постоянно передвигался и никогда долго не оставался на одном месте. И вот это произошло. 10 июля рядом с горным селением Экажево в Ингушетии в 2 часа ночи Басаев взлетел на воздух вместе с взорванным КамАЗом. Автомобиль, под завязку груженный взрывчаткой (около 100 кг тротила) рванул с колоссальной силой. От ударной волны в доме неподалеку рухнула стена. По информации спецслужб, в легковушке, сопровождавшей этот КамАЗ, и находился бандитский главарь с несколькими подручными.

 Извлеченный урок

14 июня 1995 года группа террористов численностью 195 человек, возглавляемая Шамилем Басаевым, захватила в заложники более 1600 жителей Буденновска, включая 650 пациентов и 450 медработников местной больницы. Во время вероломного нападения на город были убиты 129 человек, ранены 317 граждан, повреждены административные здания и частные дома, уничтожены и повреждены 198 автомобилей. Ущерб, причиненный собственникам, был позже оценен в сумму, превышавшую 95,6 миллиардов неденоминированных рублей.

Теракт такого масштаба был первым в новой России, поэтому власти не знали как себя вести в той обстановке и наделали немало глупостей. Но серьезные выводы были сделаны. После страшных событий появился специальный закон о борьбе с терроризмом, запрещающий удовлетворять требования бандитов.

А в дальнейшем позиция государства стала еще жестче и, главное, продуманнее: основной упор был сделан на предупреждение и недопущение подобных ситуаций. В 2006 году был принят федеральный закон «О противодействии терроризму», определивший терроризм как идеологию насилия. Был образован Национальный антитеррористический комитет (НАК).

За последние годы в России создана мощная общенациональная система противодействия терроризму, организованная во всех регионах страны. Это антитеррористические комиссии (АТК), руководят которыми главы субъектов РФ и оперативные штабы, возглавляемые начальниками территориальных органов безопасности.

Ликвидированы при задержании

Действительность такова, что эта общенациональная система напрямую влияет на поэтапное снижение террористической активности в стране. В середине января секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев сообщил СМИ, что за пять лет она уменьшилась более чем в 20 раз. В 2018 году в Российской Федерации было совершено девять преступлений террористической направленности и один теракт.

По словам секретаря Совбеза, снижение террористической угрозы связано с чёткой работой правоохранительных органов, в результате чего в 2018 году предотвращено 36 преступлений террористической направленности, в том числе 20 терактов. Например, в начале мая в Невинномысске во время спецоперации, проводившейся УФСБ РФ по Ставропольскому краю, при попытке задержания были устранены двое лидеров религиозно-экстремистской ячейки. Они намеревались совершить теракт, для чего готовили бомбу в своей лаборатории. К слову, там же правоохранители обнаружили огнестрельное оружие, боеприпасы и гранаты.

 

В апреле эфэсбэшники ликвидировали сторонника ИГИЛ*, планировавшего теракты на Ставрополье с применением огнестрельного оружия и самодельных взрывных устройств. Объектами нападения должны были стать здания правительства края и регионального органа безопасности.

А 19 декабря 2018-го в Ставрополе была уничтожена группа боевиков ИГИЛ, готовившая теракт.

Силовики всегда находятся на страже. Об этом свидетельствует даже то, что наш край спокойно отметил новогодние и рождественские праздники.

 Игорь Ильинов

 Информация предоставлена УФСБ России по Ставропольскому краю. Фото предоставлены АТК Ставропольского края

*ИГИЛ — террористическая организация, запрещенная в России

 

 

 

 

 


Аппарат антитеррористической комиссии Ставропольского края

г. Ставрополь, площадь Ленина, 1
(8652) 306-395, факс: (8652) 306-505
antiterror@stavkray.ru

© 2016 Антитеррористическая комиссия Ставропольского края