Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

В Пятигорске на днях побывала Международная исламская миссия, которая собрала на конференцию муфтиев республик Северного Кавказа, православных священников, представителей общественных и образовательных учреждений. Мероприятие состоялось при содействии Аппарата полномочного представителя президента РФ в СКФО и Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.

Обсуждались вопросы межконфессионального и межнационального диалога ради мира и стабильности на Кавказе. Затрагивались самые разные темы, и одна из них - самая, пожалуй, наболевшая для региона - что могут противопоставить духовные лидеры Северного Кавказа надвигающейся угрозе из стран Ближнего Востока, как отбить нашу молодежь от вербовщиков ИГИЛ (запрещенной в России террористической организации) и научить отличать зерна лжеислама от истинной религии.

УБИТЬ "ЛИСУ С ГОРЯЩИМ ХВОСТОМ..."

Северный Кавказ одним из первых в России принял атаку терроризма и экстремизма. Именно здесь успели прорасти зерна радикализма, которыми увлеклась часть нынешней молодежи.

Об истории этого вопроса <Комсомольской правде> рассказал Магомед Омаров, старший преподаватель кафедры исламской теологии и социально-гуманитарных дисциплин Дагестанского гуманитарного института.

- В начале XX века просветители и богословы зафиксировали новое течение в религии. В одной из книг об этом было сказано так: "В исламе появилась брешь в виде очень вредного и опасного вируса. Носители этого вируса были всегда, и они могут стать причиной большой смуты в религии". Так тогда впервые заговорили о ваххабизме. В тот же период один из таких идеологов выехал из Египта в российский Дагестан. Ученые Египта тогда предупредили дагестанских богословов письмом: "Будьте осторожны, "лиса с горящим хвостом ушла в ваши созревшие поля посевов". Они написали так, зная, как губительна эта идеология для мусульман.

Сегодня основной проблемой вовлечения молодежи в радикальные и экстремистские группировки является элементарное незнание азов своей религии. На руку сыграл и тот факт, что в советское время класс мусульманских ученых фактически исчез, поэтому общество оказалось беззащитно перед радикальными течениями, принимаемыми молодыми умами за чистую монету. В конце прошлого века духовные лидеры предвидели, что ваххабизм вызовет конфликты в обществе. Еще в 1996 году бывший муфтий Дагестана предупреждал власть об опасности этого течения. Сейчас уже слишком поздно. Сейчас у власти молодежь из 90-х годов. И в рядах чиновников есть немало людей, которые в принципе не имеют ничего против ваххабисткой идеологии, говоря: мы не против такого понимания религии, главное - не выступать против государства и не призывать к экстремизму. Таким образом получается, дерево ваххабизма, посаженное в 90-х годах, уже выросло. И это не культурное дерево, а дикий сорняк. И он будет расти, даже если его выкорчевать. А мы еще даже искоренять не начали.

АХИЛЛЕСОВА ПЯТА ИЗ 90-Х

Как бороться с этим явлением? Только поддержкой канонов традиционного ислама, считает муфтий Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов.

- Основная ахиллесова пята у нас - наша молодежь, именно та, которая в 90-е годы была брошена на произвол судьбы. Мы-то бросили, а кое-кто подхватил. Сделали так, что они взяли оружие и пошли против всех, против государства и традиционного ислама, который на протяжении многих веков исповедовали их родители. В 90-е годы выросла огромная стена между стариками и молодыми. Раньше было громадное почтение к старикам. А у радикальной молодежи это почтение к старшему поколению выветрилось. Они говорят, что старшие - вероотступники и неправильно молятся. К сожалению, и мы сами это признаем, мы упустили наших молодых.

Выход один: усиливать работу с молодежью. Однако усиливать эту работу приходится в условиях невероятного психологического давления извне. Как признает муфтий, сейчас молодежь буквально захлебывается от того потока информации, которая льется в СМИ, в социальных сетях. Контролировать это невозможно. Невозможно охватить ту часть студентов и школьников, которые не посещают мечеть. "Заражение" экстремистскими идеями из неконтролируемых источников как раз происходит у несоциализированных молодых людей.

Как рассказал глава Международной исламской миссии Шафиг Пшихачев, сегодня это является основным вопросом деятельности духовных управлений в каждом регионе.

- Каждую пятницу объясняют суть ИГИЛ, насколько их деятельность соответствует нормам религии, ислама. До паствы доводят, какую деструктивную роль вообще в понимании ислама вносит это явление. Но основная цель нашей миссии - мы охватываем тех, кто не посещает мечети. У нас работают блогеры, они есть во всех республиках, школьные психологи, и мы стараемся охватить ту часть молодежи, которая не посещает мечети. У нас в год сотни мероприятий и публикаций на разные темы: исламская этика, как распознавать, что хорошо, а что плохо из того, что ему говорят в соцсетях.

В ГРУППЕ РИСКА - ...ВСЕ

А в соцсетях действительно сидит армия хорошо подготовленных и цепких идеологов, которые заточены на то, чтобы поставлять на так называемый "джихад" пушечное мясо. Зацепки такие "ловцы душ" ставят грамотно и продуманно. В свое время в США над этим работали несколько институтов с хорошим финансированием.

- Есть группа риска. Она довольно обширна, - говорит заместитель председателя религиозной организации "Международная исламская миссия" Фатима Плиева. - Попасться несложно даже для взрослого человека. Даже вы, смотря интернет, проникнетесь этими идеями. Это действительно трогает за сердце. Обычная женщина, парень, девушка, глядя на видео, где плачущие дети или разрушенные дома, конечно, испытывают сочувствие. При этом возникает гнев - гнев против того, кто это сделал. И тот текст, который сопровождает этот видеоряд, он очень важен, так как накладывается уже на определенные эмоции человека. Таким образом слова за кадром буквально впечатывают в сознание человека определенную идею, они ошеломляюще действуют на впечатлительных людей, особенно на молодых, жаждущих справедливости, со здоровым юношеским максимализмом. Они эту информацию воспринимают буквально. Они сочувствуют. Наша задача - формировать критичное мышление и делать это прежде всего у самой несформировавшейся группы риска - подростков.

Муфтий Мухаммад-хаджи Рахимов в свое время сам убедился в том, насколько действенна такая технология.

- В начале нулевых годов я 4 месяца прожил в Сирии и сам наблюдал процесс радикализации молодежи. Сирия была лидером арабского мира, где светскость и религия уживались между собой. В Дамаске было более 3 тысяч мечетей и молитвенных домов. Все - в шаговой доступности, то есть в любом месте можно было зайти, помолиться, спросить духовного совета. Но параллельно начались призывы в СМИ, в интернете, в соцсетях - людям начали вбивать в сознание, чтобы они выступали против государственного строя. И так сумели через радикальные течения настроить молодежь, чтобы они думали, что им светскость не нужна. Как видите, когда в страну хлынул радикализм, Сирию не спасло большое количество мечетей. Лжеисламисты обманули многих молодых парней в самой Сирии, потом начался приток боевиков из других стран.

Сирия - это только лишь один пример того, как раскачать страну до состояния войны с помощью информационных технологий. Было такое же явление и в России. Но самый худший период, слава Богу, уже за спиной.

- У нас самый трудный и опасный этап в этом плане уже прошел, - считает Мухаммад-хаджи Рахимов. - Тогда стояла угроза отделения Северного Кавказа от России. Сегодня этот вопрос так остро не стоит, но нападки по-прежнему есть. Экстремисты для заражения общества своими идеями активно пользуются соцсетями. У нас в России, хоть это и трудно сделать, но нужно, чтобы соцсети работали на нас, на Россию. А они пока работают против нас.

РАДИКАЛЬНО-РОМАНТИЧЕСКАЯ УТОПИЯ

Как считает директор Центра этнополитических исследований ПГУ профессор Майя Аствацатурова, идея, которую вбивают искусственно созданные псевдорелигии, состоит в том, что истинно верующий человек не может быть верным гражданином светского государства.

- Это и является проблемой: религия противопоставляется государству, - говорит профессор. - А в итоге планируется прежде всего разрушение существующей государственной системы, и вот уже возникает идея построения на территории части России нового, "правильного", государства. При этом молодые люди искренне считают, что это надо сделать, так как в нынешнем государстве власть коррумпирована, несправедлива, а политики продажны.

Еще одна беда в том, что в "лесное братство" и в страны Ближнего Востока попадают не столько те, кого обманули лжеисламисты, сколько те, кто сам этого ищет.

- Это та молодежь, которая не смогла найти применение здесь, - говорит муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов. - Они не умеют критически мыслить, не социализируются, они тихони, не здороваются, сами по себе. А в интернете с ними разговаривают на их языке, убеждают, что здесь в стране они невостребованы, а в Сирии они нужны для строительства нового государства, по новым канонам, справедливого.

Интересные иссследования провели в Дагестане (откуда в ИГИЛ ушло наибольшее количество молодых людей на Северном Кавказе - 1200 человек). 90 процентов ушедших - дети из довольно обеспеченных семей, и даже семей судей и полицейских. А это значит, что не только из-за бедности или несправедливости молодые люди выбрали путь так называемого <джихада>.

- Слово "джихад" имеет широкий спектр, но в первую очередь это борьба с самим собой, со своими недостатками, - рассказывает Мухаммад-хаджи Рахимов. - Военный джихад - это как раз та крайняя ее ипостась, которую пропагандируют радикальные течения. Но об этом детям надо было рассказывать с горшка, в детском саду, в школе. А когда он уже сформировался, его уже трудно разубедить. Путь радикализации - это путь незнания, религиозная неграмотность населения.

В этом плане показательным примером религиозной безграмотности можно привести случай в Махачкале, когда на майской встрече духовных лидеров со студентами одна из закутанных в одежды девушек задала вопрос: можно ли мусульманам праздновать День Победы?

- Выбить почву у радикализма - значит, дать ребенку базовые знания, чтобы он умел парировать на доводы вербовщиков, разбираться в вопросе, - считает муфтий Рахимов.

МИРНЫЙ ФРОНТ

Сегодня в Духовном управлении мусульман на Ставрополье делают ставку на духовное просвещение и в социальных сетях. Есть сайт, выпускаются брошюры и журналы, а еще - работают несколько блогеров, которые постоянно делятся информацией о деятельности муфтията в Инстаграме, во ВКонтакте, Фейсбуке. Для этого специально подбираются молодые активные ребята, которые понимают аудиторию.

- Конференция и разные официальные мероприятия - это, конечно, хорошо, но нам необходимо работать точечно, - продолжает Мухаммад-хаджи Рахимов. - Школьники и студенты - это не вся молодежь. К сожалению, многие не учатся в институтах и даже школах. И нам надо пересмотреть свою деятельность в этом направлении. Нужно усиливать влияние и авторитет духовных лидеров. Чтобы вы понимали, приведу простой пример, который обсуждался на конференции: если в населенный пункт, который охраняет 4 тысячи силовиков, направить 4 теологов, то через год их работы необходимость в силовых структурах отпадет. Понимаете, силовики - это последний рубеж. Их подключают, когда все остальные аргументы уже не работают. Так сейчас у нас и есть. Наши преподаватели должны пойти в народ, чтобы охватить ту часть населения, молодежи, которая не ходит в медресе. Но необходима помощь государства.

Помощь государства заключается в той консолидирующей и организационной силе, которая может подхватить и реализовать идеи религиозных деятелей. Есть соглашение о сотрудничестве с ДУМ СК Комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества.

- В рамках соглашения на территории края действуют специализированные группы, которые занимаются информационно-профилактической работой, чтобы недопустить вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность, - рассказали в Комитете. - Муфтий, как и руководители других традиционных для края конфессий, включены в состав совета при губернаторе края по вопросам межэтнических отношений.

Кстати, муфтият активно сотрудничает с православным духовенством, и многие мероприятия на территоррии края проходят именно в содружестве креста и полумесяца. Так, однажды на конференции случайно получилось, что двух молодых людей, мусульманина и христианина, поселили на три дня в одном гостиничном номере. Под конец мероприятия они так сдружились, что предложили проводить на территории Северного Кавказа православно-мусульманские детские лагеря. Правительство Ставрополья активно содействовало реализации этой идеи.

- Девятый год у нас проходят такие лагеря, - рассказал Мухаммад-хаджи Рахимов. - Начинали с 15 человек, сейчас куда больше ребят приезжают. Это совместные игры, мероприятия, диспуты. И это дает такой позитивный эффект, когда ребята начинают поздравлять друг друга: православные - с мусульманскими праздниками, мусульмане - с православными. Когда эти дети выходят из лагеря, по сути, они становятся носителями в массы: эти дети расскажут своим друзьям, те - друзьям друзей, и таким образом срабатывает сарафанное радио, что у нас - мир, стабильность и взаимопонимание между народами и людьми разных конфессий. Это не проповеди, не лекции, это независимые источники, сродни соцсетям, и это хорошо. Будущим летом планируем с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом провести такой лагерь в Пятигорске, и надеемся на содействие властей, хотя они и так всегда помогали.

В последние годы заложить зерна дружбы между представителями разных вероисповеданий стараются самыми разными способами. Чего стоит проект куначества, который вот уже три года действует на Кавказских Минеральных Водах. Школьники и студенты собираются в Ессентуках на базе военно-патриотического клуба "Пернач", чтобы посоревноваться в игре в лазертаг, стрельбе из разных видов оружия и просто пообщаться. В итоге такого неформального общения лучше узнают культуру друг друга и всегда неизменно разъезжаются друзьями.

КСТАТИ

Основной ставкой правительства Ставрополья в деле поддержания межнациональных добрососедских отношений (и как дополнительного эффекта - профилактики терроризма) стал совместный с Духовным управлением мусульман Ставропольского края и Ставропольской митрополией ежегодный молодежный межконфессиональный форум "Кавказ - наш общий дом". Целью форума является развитие у подрастающего поколения общероссийской гражданской идентичности, гармонизация межнациональных и этноконфессиональных отношений, предупреждение этнического и религиозного экстремизма в молодежной среде.

- Но если ранее форум проводился в одном населенном пункте Ставрополья, то с 2017 года аналогичные форумы планируется проводить в каждом муниципальном районе и городском округе, где проживают граждане, исповедующие ислам, - уточнили в правительстве Ставрополья.

"Комсомольская правда"

 


Аппарат антитеррористической комиссии Ставропольского края

г. Ставрополь, площадь Ленина, 1
(8652) 306-395, факс: (8652) 306-505
antiterror@stavkray.ru

© 2016 Антитеррористическая комиссия Ставропольского края