Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Национальный антитеррористический комитет (НАК) был образован еще в 2006 году, но до сих пор далеко не все представляют себе, что это за организация и чем именно она занимается.

Решение Президента Российской Федерации о создании НАК было вызвано эскалацией угроз со стороны международных террористических организаций.

С 1990-го по 2006-й в нашей стране было совершено более 70 жесточайших терактов: подрывы жилых домов, самолетов и поездов; массовые захваты заложников, бандитские рейды по регионам... Погибло свыше 1600 мирных граждан и около 400 сотрудников спецслужб и правоохранительных органов.

Террористическая активность продолжала нарастать, так что, без преувеличения, будущее России оказалось под угрозой. После одного из крупнейших и наиболее циничного акта терроризма в России — захвата средней школы в Беслане, когда жертвами стали 334 человека, в том числе 186 детей, — руководством страны было принято решение коренным образом пересмотреть подходы к антитеррористической деятельности. В результате была сформирована общегосударственная система, обеспечивающая решение задач не только силового подавления терроризма, но и выстраивания комплексной работы, объединяющей собственно борьбу, а также профилактику, минимизацию и ликвидацию последствий террористической деятельности.

Особая роль в этой деятельности принадлежит Национальному антитеррористическому комитету. Отличие НАК от спецслужб и сил правопорядка состоит в том, что это координационный коллегиальный орган, куда входят руководители всех силовых структур (Минобороны, МВД, МЧС, Росгвардии), первые заместители руководителей Госдумы и Совета Федерации, Совета безопасности и Администрации Президента РФ, а также представители гражданских ведомств, которые так или иначе связаны с противодействием терроризму (министерства иностранных дел, транспорта, энергетики, здравоохранения, связи, промышленности и торговли).

 

Кто руководит Национальным антитеррористическим комитетом?

НАК возглавляет его председатель, директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников. При этом в каждом субъекте РФ существует антитеррористическая комиссия (АТК) — условно говоря, региональный НАК. Возглавляет такую комиссию глава региона. Комиссии муниципального уровня возглавляются главами органов местного самоуправления. То есть мы имеем дело со слаженной управленческой вертикалью, именно поэтому можно говорить об общегосударственной системе противодействия терроризму в России. НАК как вышестоящий орган определяет в ней стратегию и обеспечивает общую координацию деятельности, а АТК реализуют поставленные задачи на региональном уровне.

Для чего в НАК РФ входят депутаты и сенаторы?

Они в полной мере могут оценить, насколько урегулирован тот или иной вопрос в законодательном плане. Если в ходе обсуждения выясняется, что нужны коррективы действующего законодательства, их вносят максимально оперативно.

Для чего в НАК нужны представители Министерства здравоохранения?

Опыт показывает, что терроризм чаще всего обнаруживает себя в форме резонансных терактов, которые приводят к человеческим жертвам, наносят тяжелый удар по психике человека, поэтому своевременное оказание медицинской и психологической помощи — один из основных элементов ликвидации последствий терактов. Врачи так же, как и сотрудники спецподразделений, прибывают одними из первых на место преступления и, зачастую рискуя жизнью, оказывают помощь раненым, участвуют в эвакуации. На федеральном уровне за это отвечает Минздрав, на региональном — местные органы здравоохранения. Экстренную помощь пострадавшим оказывают подразделения Центра медицины катастроф.

Как построено взаимодействие НАК с институтами гражданского общества?

Институты гражданского общества обладают значительным потенциалом для профилактики и противодействия идеологии терроризма, именно поэтому НАК старается задействовать различные общественные организации: молодежные, спортивные, военно-патриотические, религиозные. Особую роль играет Общественная палата РФ, в которой с 2015 года действует Координационный совет по противодействию терроризму. На антитеррористической площадке институты гражданского общества работают на инициативной основе и собственных ресурсах.

Верно ли, что нельзя четко разделить терроризм и экстремистские взгляды?

Грань, отделяющая увлечение экстремистским контентом в соцсетях от участия в противоправной деятельности, очень размыта. Если человек интересуется дикими, с точки зрения норм общества, вещами: сайтами с расчленением тел, пытками или издевательствами над животными, прямого отношения к терроризму это не имеет, скорее всего, это просто любопытство. Когда же такой человек из-за неудовлетворенного самолюбия начинает, например, вынашивать планы о том, чтобы перестрелять своих одноклассников, — это уже совсем другое дело. Намерение, воплощенное в конкретные действия, сразу ставит его в разряд преступников.

Собственно, обществу безразлично, совершит ли преступление террорист, выкрикивающий радикальные лозунги и обладающий внешним антуражем, или школьник, насмотревшийся людоедских видеороликов в Интернете. Результат один, а последствия не менее страшные. Поэтому профилактика преступлений террористической направленности в молодежной среде — приоритетная задача, решать которую должны семья, школа, вуз, органы управления образованием, психологи и весь спектр спортивных, культурно-просветительных, военно-патриотических и других общественных организаций. Семья на первом месте, так как родители обязаны быть лучшими воспитателями и самыми внимательными наблюдателями за увлечениями своих детей.

Каким образом Национальный антитеррористический комитет противодействует идеологии терроризма?

Речь идет о предупреждении вовлечения в террористическую деятельность, прежде всего — молодежи. Конечно, НАК беспокоят и «колумбайнеры», и различные суицидальные группы, а также агрессивные направления молодежной субкультуры. Порой от подобного рода увлечений до преступлений — один шаг.

Как добиться, чтобы молодой человек под воздействием безумных античеловеческих идей не стал преступником, не взял в руки оружие и не превратился в реальную угрозу для общества? Инструменты силового воздействия в этом случае не помогут. Тут нужны другие способы влияния: средства воспитания и формирования мировоззрения человека.

Как можно удержать молодых людей от вступления на путь терроризма?

Одним из важных направлений деятельности НАК является активная работа в виртуальном пространстве, которое стало настоящим полем схватки за умы и души молодежи. Главный аспект этой работы делается на формировании антитеррористического сознания молодежи. Это осуществляется одновременно с искоренением экстремистского контента и пресечением попыток вовлечения молодых людей в преступную деятельность. Разумеется, полностью оградить неокрепшие души от террористической пропаганды невозможно, поэтому задача заключается в том, чтобы привлечь их внимание к материалам, формирующим антитеррористическое сознание, которые были бы интересны, убедительны, креативны. Прямолинейное пропагандистское воздействие в форме лозунгов и призывов чаще всего вызывает скептическую реакцию. Любой запрет для подростка всегда сладок, а вот мерами воспитания, психологического воздействия, вовлечения в созидательную, позитивную деятельность это сделать можно. На это и нацелены основные инструменты профилактики терроризма.

Каковы результаты работы НАК РФ за пятнадцать лет?

Среди основных, определенных за это время приоритетов — организация борьбы с активными бандами и «спящими ячейками», противодействие распространению идеологии терроризма; обеспечение антитеррористической защищенности объектов промышленности, транспорта и мест массового пребывания людей; повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по выявлению и пресечению каналов финансирования и другого ресурсного обеспечения террористической деятельности.

Сформированная за истекшие годы нормативная правовая база для реализации принимаемых решений — а за пятнадцать лет было разработано и издано около 90 федеральных законов, 30 указов Президента РФ, свыше 200 постановлений и распоряжений Правительства РФ — позволила регламентировать организующую роль НАК, установить обязательность исполнения решений комитета и региональных антитеррористических комиссий, ввести ответственность должностных лиц за неисполнение этих решений, а также конкретизировать полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в профилактике терроризма и минимизации его последствий. Кроме того, к более предметному участию в работе по противодействию распространению идеологии терроризма подключены Минобрнауки, Минпросвещения, Минкультуры, Минцифры, Роскомнадзор, Росмолодежь и другие ведомства.

Один из основных показателей успешной работы силовых структур в области борьбы с терроризмом — снижение за десять лет в 260 раз количества совершенных в стране преступлений террористической направленности, носящих насильственный характер, то есть взрывов, захватов заложников, убийств сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и гражданских лиц. При этом если в 2010 году предотвращалось всего около 10% таких преступлений, то в 2018-м — уже около 80%, а в 2020-м правоохранительными органами на стадии подготовки были пресечены 96% планировавшихся бандитами нападений — 72 из 75.

Объединенные, нацеленные на решение конкретных задач усилия НАК РФ получили широкую поддержку в обществе. Почти две трети граждан, отвечая на вопросы социологов, положительно оценили проводимую в стране работу по противодействию терроризму. Если восемь лет назад около 10% граждан считали возможность совершения террористического акта в их населенном пункте весьма вероятной, то сегодня их количество снизилось почти вдвое. Подобная позиция — наглядное подтверждение результативности деятельности НАК по объединению и координации усилий государственных органов и институтов гражданского общества в противодействии современным вызовам терроризма.

В целях своевременной нейтрализации выявляемых в ходе мониторинга новых террористических угроз и эффективного реагирования на изменения в тактике деятельности террористов Национальный антитеррористический комитет видит свою задачу в дальнейшей выработке и реализации мер, направленных на совершенствование общегосударственной системы противодействия терроризму и ее региональных элементов.

Сказалась ли пандемия коронавирусной инфекции на противодействии терроризму?

Никоим образом! НАК постоянно контролирует обстановку и проводит все необходимые мероприятия. Примеров немало. Так, в самый разгар пандемии 30 апреля 2020 года в пригороде Екатеринбурга органы ФСБ России провели контртеррористическую операцию, в результате которой была нейтрализована группа бандитов, готовивших теракт. Пандемия не повод терять бдительность и не может помешать Национальному антитеррористическому комитету противостоять угрозам!

online47.ru

 

 


Аппарат антитеррористической комиссии Ставропольского края

г. Ставрополь, площадь Ленина, 1
(8652) 306-395, факс: (8652) 306-505
antiterror@stavkray.ru

© 2016 Антитеррористическая комиссия Ставропольского края