Сегодня на стороне ИГИЛ* воюют уже около 400 человек из Казахстана. А в общем выходцы из бывших республик СССР составляют почти шестую часть иностранцев в террористической группировке — 4700 человек из 30 тысяч наемников из 100 стран.
По мнению американской консалтинговой компании по вопросам безопасности Soufan Group, которая опубликовала результаты исследования об иностранцах в рядах террористической группировки ИГИЛ в Сирии и Ираке, в пропорциональном отношении прирост армии ДАИШ за счет граждан бывших советских республик сегодня идет гораздо более быстрыми темпами, чем за счет граждан стран Западной Европы.
Методы работы вербовщиков ИГИЛ
— Как показывают результаты мониторинга СМИ и признаний пострадавших, опубликованных в прессе, в большинстве случаев пропаганда радикальных идей и вербовка происходит преимущественно на зарубежных популярных социальных сетях Facebook, ВКонтакте, Twitter и Youtubе,— рассказала порталу научный сотрудник ОО «Конгресс религиоведов» Гульзат Билялова.
Подобные негативные тенденции в Интернете усилились на фоне сирийского кризиса и активизации ИГИЛ. Именно эта организация одной из первых создала административные структуры со штатом блогеров для ведения целенаправленной работы в Интернете, привлечения новых рекрутов и распространения идеологии терроризма.
По мнению Гульзат Биляловой, главной особенностью ИГИЛ является активное использование соцсетей.
Более 80% соответствующих материалов, которые сегодня распространяются в Интернете, относятся к деятельности террористических групп, находящихся на территории Ирака и Сирии.
Сегодня можно констатировать, что именно при помощи социальных сетей боевикам ДАИШ удалось завербовать граждан практически из ста стран мира, и благодаря профессиональной работе вербовщиков ряды террористов продолжают пополняться.
Фото из соцсети с надписью: «Бойцы халифата на передышке»
Активное использование ИГИЛ пиар-технологий в Европе показало следующую картину:
84% молодых людей пришли в ряды террористической организаций посредством сети Интернет;
47% обратили внимание на материалы (видео и текст), размещенные онлайн;
41% присягнули на верность ИГИЛ онлайн;
19% пользовались онлайн-инструкциями при подготовке теракта (изготовление самодельных взрывных устройств и бомб).
Методика вербовки предельна проста. Вербовщиками активно ведется подготовка и распространение профессиональной видеопродукции, где красочно показывается якобы «благополучная» жизнь боевиков. В частности,
вербовщики распространяют фотографии боевиков на фоне красивых дворцов и машин, иллюстрируя их безбедную жизнь.
Основная задача подобных видео — потенциально заинтересовать любопытствующих, втянуть в общение в формате вопрос-ответ.
Для привлечения молодых людей вербовщики активно размещают сцены удачных боевых действий, целью которых являются пропаганда военного образа жизни, героизм боевиков, призыв бороться за свои идеалы с оружием в руках. По сути, молодежи дается установка — не будь пассивным, вступай в наши ряды и стань нашим братом.
Первоначальная цель вербовщиков — изоляция человека от близкого окружения и социума в целом
Путем давления на личность они вынуждают человека отказаться от всех прежних контактов и отношений, которые могут помешать его обработке и вовлечению в ряды террористов. Вследствие подобной целенаправленной обработки происходит подмена наиболее близких человеку людей (семья, друзья и коллеги) на «духовных сестер и братьев», которым нужна помощь.
Один из рекламных плакатов ИГИЛ
— Кроме того, при работе с контингентом верующих молодых людей вербовщики умело показывают свои глубинные знания в теологической сфере и пользуясь доверием сознательно искажают значения религиозных понятий, таких как «шахид», «джихад» и других.
К примеру, они уверяют, что фетвы Духовного управления мусульман Казахстана не имеют отношения к исламской религии, что они подготовлены людьми, далекими от религии, а значит с ними можно не считаться.
Человек, находясь в подобном дурмане, даже по сути не задумывается о своих поступках и следует за вербовщиками вслепую
Понимание о совершенной ошибке обычно приходит поздно, когда человек оказывается в зоне боевых действий, откуда обратная дорога уже закрыта, — подводит итог религиовед Гульзат Билялова.
Медиа-империя ИГИЛ
«В 2013 году ИГИЛ создал специальный фонд, который специализируется на изготовлении и распространении джихадистских проповедей и песнопений (нашидов), — пишет в книге «Новое качество терроризма доктор философских наук, профессор Игорь Сундиев.
— Нашиды преимущественно распространяются в Интернете через сайты ИГИЛ и социальные сети. Наиболее известный нашид, выпущенный фондом «Айнад», называется «Моя умма, рассвет уже начался». Он звучит во многих пропагандистских видео ИГИЛ и уже стал почти официальным гимном организации.
В нем имеются следующие слова: «Исламское государство возникло на крови праведников… Таким образом может утвердиться религия, в которой закон (шариат) является повелителем миров».
Джихадистские песни являются важными слагаемыми формируемой культурной матрицы глобального джихадистского сообщества. Все эти опасные для сознания материалы распространяются на многих языках мира.
Очень активно ИГИЛ проявляет себя в социальных сетях, искусно проводя информационные акции.
Боевики ведут себя как настоящие профи социального маркетинга: выкладывают в Instagram селфи с оружием и котятами, ведут трансляции боев в Twitter
У них есть собственное мобильное приложение и интернет-магазин, где можно купить футболку или худи с логотипом террористов в знак поддержки. Активисты ИГИЛ заявили о себе и в популярной российской социальной сети «ВКонтакте».
Все выявленные сообщества ИГИЛ в этой сети в настоящее время заблокированы. Но от возникновения новых одурманивающих молодежное сознание ресурсов никто не застрахован.
«Вербовщики могут использовать вашу энергию»
Научный сотрудник НИЦ по вопросам религий (Казахстан) Галина Новикова убеждена: вербовщики террористических организаций используют в своей технологии ту же самую основу, что и тоталитарные секты.
— Вербовщики стараются как можно больше расположить человека, стать в его глазах наставником, другом, поддерживают эмоциональную жизнь людей советами и добрыми словами, — говорит эксперт.
Бойцы ИГИЛ часто появляются на фото в соцсетях с котятами на руках
Самая лучшая защита от вербовки — информированность и понимание того, что такое деструктивная идеология, какие у нее скрытые цели и методы? Но часто
незнание своей духовной традиции, религиозное невежество лишают человека свободы выбора.
Свободным может быть только осознанный выбор, и этот выбор зависит только от нас.
Благодаря активной работе правоохранительных органов по блокировке и запрету сайтов, содержащих материалы деструктивного характера, сегодня найти в Интернете официальный интернет-ресурс любой террористической организации крайне затруднительно. Однако подобной активности нельзя добиться в социальных сетях. Это связано с отсутствием представительств этих сетей в Казахстане и различием в национальных законодательствах различных стран.
Поэтому я призываю граждан, особенно молодежь, быть осторожными и стараться не попасть в сети манипуляторов.
Некоторые думают, что если они бедны и у них нечего взять, то их и вербовать не будут
Это заблуждение, потому что вербовщики могут использовать вашу энергию и энтузиазм. Подобные факты вербовки молодых казахстанцев уже есть в практике. Вследствие такой обработки обманутые молодые люди выехали в «горячие точки» для участия в террористической деятельности, — заключает Галина Новикова. — Поэтому нужно быть бдительными и всегда осознавать свои поступки.
*ИГИЛ - Запрещенная в РФ террористическая организация.