ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

Скулшутинг

Патриотизм

Национализм

Электронный терроризм

Вербовка

Скулшутинг

 

Не секрет, что определенная часть молодежи, не получая ответов на свои жизненные проблемы, пытается найти их самым радикальным путем. А ищет «истину» почти всегда в Сети. И вот тут-то велик риск оказаться парню или девушке марионеткой в чужих руках, а то и носителем-распространителем экстремистской заразы.

Или, чего хуже, быть втянутым в преступные планы тех, кому абсолютно безразличны нормальные человеческие отношения и чувства. Как же противодействовать идеологии экстремизма и терроризма в интернете и блогосфере? Для начала определимся с понятиями. Если простым языком, то экстремизм и терроризм - звенья одной цепи, где экстремизм является подготовительной «теорией», а терроризм играет роль исполнительной «практики».

Терроризм - это глубоко законспирированная деятельность по реализации экстремистских проявлений - агрессивной нетерпимости, меркантильной по сути, под прикрытием расовых, националистических и религиозных разногласий, культивируемых в некоторых социальных, расовых, национальных и религиозных группах.

Между экстремистскими настроениями и терроризмом - цепь нелегальных посредников: от «продюсеров» и «режиссеров», до инструкторов-«технологов» и исполнителей терактов.

Как утверждает заместитель министра образования и молодежной политики Дмитрий Донецкий, подрастающее поколение сейчас больше посещает социальные сети, чем интернет-сайты. А посему надо быть там, знать, чем живут подростки и общаться с ними.

Таким образом, в 2016 году по инициативе министерства образования и молодежной политики СК с участием подведомственной организации «Центр молодежных проектов» появилась кибердружина. Это краевое отделение межрегионального молодежного общественного движения, созданного Лигой безопасного интернета. В Лиге более 20 тысяч добровольцев со всей России и стран СНГ, борющихся с преступлениями в виртуальной среде. К слову, при участии кибердружинников правоохранительные органы РФ и зарубежных государств раскрыли сотни уголовных дел.

- В кибердружину включили ребят, прошедших «Блогерский ликбез» - такие специальные ежегодные мероприятия, - рассказал "КП на Северном Кавказе" Дмитрий Донецкий. - Правда, формат «ликбеза» мы сейчас пересматриваем. Проанализировав его работу, решили изменить подход и название, но концептуально смысл оставим прежним. Просто постараемся добиться большей эффективности за счет профессиональной подготовки молодых блогеров. Другое направление, в немалой степени связанное с интернетом, - молодежный этнический совет, объединяющий практически все муниципальные районы и округа края. Тут необходимо подчеркнуть, что подобная структура - явление новое и существует только на Ставрополье.

Понятно, что она, даже судя по названию, занимается многими актуальными вопросами, но Сеть и блогосфера - то, на что обращается особое внимание. По словам председателя Малика Кимбарова, члены совета и, конечно, интернетчики являются неформальными лидерами на местах. Они отлично знают особенности и традиции своей национальности, религию, которую представляют. К тому же, обладают определенным кругом общения в соцсетях, где, как известно, и происходит вербовка в экстремистские и террористические группы. Ребята из молодежного этнического совета прошли подготовку в рамках форума «Сильный Кавказ - сильная Россия».

И за год выявили 180 уникальных (не повторяющихся) интернет-сайтов, а также групп в социальных сетях с экстремистским содержанием и пропагандирующих терроризм. Все эти источники были напичканы соответствующей методикой, агитацией и призывами. Материалы направлены в Роскомнадзор.

Школа безопасности

Организаторы социального проекта «Школа безопасности» предупреждают, что религиозный экстремизм проявляется в деятельности целого ряда организованных преступных сообществ, зачастую по учредительным документам работающих в рамках закона и имеющих регистрацию как юридического лица (допустим, религиозной или общественной организации, образовательного учреждения и т. д.).

А также сообществ, противозаконных уже с момента организации - таких, как религиозная экстремистская группа. Примерами могут служить признанные незаконными и запрещенные судом: Ставропольская региональная общественная организация «Федерация молодежи за мир во всем мире», проповедовавшая деструктивное религиозное учение «Секты Муна», «Религиозное общество мусульман-суннитов Ханафитского мазхаба села Канглы Минераловодского района», «Религиозное общество мусульман-суннитов Ханафитского мазхаба села КаясулаНефтекумского района» и «Религиозное общество мусульман Нефтекумска».

Все эти сообщества, естественно, имели собственные сайты. «Школа безопасности» - социальный проект министерства образования и молодежной политики Ставрополья. Суть его в социальном ориентировании и гражданском воспитании подрастающего поколения. Ребята из творческой организации «Звездный ветер» и молодежного этнического совета СК ездят по краю, встречаются в городах-районах со школьниками, а также активными юношами и девушками. Рассказывают аудитории, как вести себя в разных жизненных ситуациях. В том числе, и если ситуация возникнет в интернете.

Это не скучные лекции, а целые театральные постановки, в которых непосредственными участниками выступают слушатели и зрители. Иными словами, берется какая-нибудь проблема и все вместе продумывают, а затем проигрывают, «проживают» выход из нее. Например, выход из мира иллюзий: понимание того, когда кто-то пытается погрузить посетителя сайта в процесс манипуляций и обмана.

Тут со стороны вербовщиков работают жесткие инструменты, такие как блеф и нелогическая логика, полублеф, социальные мифы, вербальные и психологические элементы намеренной лжи. Когда во время выездных мероприятий «Школы безопасности» школьники и учащаяся молодежь все это познают не только теоретически, но и в «натуре», то к встрече с вербовщиками уже готовы. И реагировать будут так, как надо. Да и сайты их уже вряд ли обманут.

«Современная вербовка. Осторожно, зомби!»

Для наглядности последствий, которые могут возникнуть, если кто-то из юношей или девушек свяжется с экстремистами либо террористами, изготавливаются специальные видеоролики. Они вместе с короткими документальными фильмами размещаются на сайтах или в соцсетях, ведь нынешний молодежный тренд - визуальное восприятие информации. В «наглядных пособиях» задействованы авторитетные в подростковой и юношеской среде лидеры. Кроме того, для разъяснительной позитивной работы привлекаются популярные блогеры и их ресурсы.

Министерство образования и молодежной политики сотрудничает в этом плане с комитетом Ставропольского края по делам национальностей и казачества.

Секретарь молодежного этнического совета администрации Предгорного муниципального района, директор МКУ «Молодежный центр» Валерия Логачева поведала, как у них противодействуют идеологии экстремизма и терроризма в интернете и блогосфере: - На страницах районных общественно-политических газет размещаются информационные материалы по предотвращению национальной и религиозной нетерпимости, поддержанию межнационального и межконфессионального мира и согласия. Население оповещается о работе этнических советов, советов мира и дружбы поселений. Также у районного «Молодежного центра» имеется определенный опыт в этом направлении в социальных сетях.

Если конкретно, то с 2016 года сайт социального проекта «Быть россиянином»

стал официальным сайтом молодежного этнического совета. Кроме того, через соцсети ВКонтакте на странице «Молодежного центра» и Фейсбук ведется разъяснение об угрозе экстремизма и опасности экстремистских и террористических организаций. Валерия Логачева рассказала, что на интернет-ресурсе опубликован ряд материалов и видеороликов, предоставленных отделом молодежной политики краевого минобра - таких, как: «Красный цвет опасности», «С тревогой не шутят!», «Будьте бдительны! От вас зависит жизнь ваших близких», «Как пожаловаться на экстремизм в Сети» (видеоинструкция), «В семье нет места террористу», «Победили фашизм. Победим терроризм».

Создана тема «Профилактика идеологии экстремизма и терроризма»:, где в открытом доступе размещен комплект информационно-методических материалов. А в целях формирования единого антитеррористического информационного сообщества на основе взаимоувязанных и постоянно действующих ресурсов на официальной странице ВКонтакте Молодежный центр_Предгорный район и официальном сайте отдела www.sportraion.ru заняли свое место сведения о методах изменения сознания и психологической обработки в социальных сетях, а также данные о цикле документальных антитеррористических фильмов под общим названием «Россия без террора», «Мифы о Кавказе» и «Современная вербовка. Осторожно, зомби!», рекомендованные ФСБ России.

Контроль, агент и «ревизор»

Сотни вредоносных интернет-адресов и групп в социальных сетях включаются в «Единый реестр запрещенной информации». На Ставрополье их постоянно выявляют представители отдела молодежной политики минобразованияСК, ребята из краевого молодежного этнического совета, кибердружины и все здравомыслящие люди. К слову, 28 июля нынешнего года реестру исполнилось 5 лет, причем до этого никакого эффективного инструмента наведения порядка в интернете не было.

А сегодня в него занесены около 100 тысяч «единиц»! Операторы связи, предоставляющие услуги в интернете, обязаны ограничить доступ к попавшим в список сайтам, блогам, страницам и адресам. Замечу, что речь идет о контенте во всем интернете, а не сугубо ставропольском. Сеть - она же без границ! А к чисто краевым сайтам у Роскомнадзора претензий нет уже года два, да и раньше ляпы интернетчиками допускались не по злому умыслу, а по недомыслию.

- Мы определяем наличие оснований для включения какого-либо ресурса в реестр, - поясняет руководитель управления Роскомнадзора по СКФО Дмитрий Поляничев. - Информация к нам поступает из любых источников. Вообще-то есть два пути попадания в реестр: внесудебный и судебный. Первый, как говорит руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров, представляет собой абсолютное зло. Это детская порнография, пропаганда наркотиков и способов совершения суицида, незаконные азартные игры. А второй касается любой другой информации, противоречащей закону, в том числе экстремистской или носящей террористический характер. И здесь основную роль играют органы прокуратуры.

Они оценивают подобные материалы и обращаются в суд с иском признать контент или сайт экстремистским (террористическим), чтобы запретить его распространение на территории РФ. Суд принимает решение, оно приходит к нам, а мы уже вносим ресурс в реестр. Интересно, что технология работы в принципе не очень сложная.

Все операторы связи, предоставляющие доступ в интернет, подключены к базе данных реестра и дважды в сутки получают информацию. Это так называемая «выгрузка» с перечнем доменных имен, указателей страниц сайтов в Сети интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в Сети интернет. Согласно полученной информации, операторы связи знают, к какому сайту ограничить доступ. Ограничивают не навсегда. Если противозаконный контент будет удален с сайта, то доступ к ресурсу возобновится. А если не удален? Как об этом узнать? Тоже довольно просто. Дмитрий Поляничев говорит, что контроль осуществляется с использованием аппаратно-программного агента, установленного у операторов связи. Специальное оборудование работает в комплексе автоматизированной системы «Ревизор».

Если оператор нарушает статью 13.34 КоАП РФ (предусматривающую административную ответственность за неисполнение обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации), то будет оштрафован судом. Должностные лица раскошелятся на сумму от 3 до 5 тысяч рублей, предприниматели без образования юридического лица - от 10 до 30 тысяч, а юридические лица - от 50 до 100 тысяч рублей.

Информирование равно оружию Заслуженный юрист РФ полковник запаса ФСБ России Владимир Фомин четко подметил, что террористы используют открытость цивилизованного мира для реализации своих целей, поэтому с ними нужно бороться тем же методом - информированием. То есть знание равно оружию.

Автор научно-популярного пособия «Интернет и антитеррор» Алексей Штейнбух рассуждает так. Конечно, экстремисты всех мастей стремятся иметь собственные сайты. Однако для привлечения на ресурс новых сторонников, их сначала нужно найти где-то в другом месте, вступить в контакт, убедить в своих идеях и лишь после этого привлечь на площадку. В социальных же сетях все намного проще: аудитория необъятная, достаточно написать в любой дискуссии короткую ремарку, и собеседники придут сами, чтобы начать спор. А дальше - «дело техники». Именно социальные сети использовали некие группы для организации масштабного вооруженного побоища, которое, к счастью, удалось предотвратить.

Об этом рассказывает Малик Кимбаров: - Помните историю начала апреля 2016 года, когда участник сборной Дагестана по вольной борьбе, будучи на соревнованиях в Калмыкии, пришел ночью в буддийский храм Элисты, справил там нужду и ударил в нос ногой статую Будды. А потом еще и похвастался своими поступками в социальных сетях? - интересуется председатель молодежного этнического совета СК. - Такое поведение вызвало настоящие народные волнения в Калмыкии. О последствиях вы знаете: в отношении парня было возбуждено уголовное дело, тренер команды ушел в отставку, глава минспорта Дагестана получил выговор. Но я не об этом. Я о тех последствиях, которые могли бы быть. Малик Кимбаров по доступным ему каналам узнал, будто группа из 250 человек, поддерживавших хулигана, собирается приехать в Калмыкию и поквитаться за земляка. В свою очередь, в Калмыкии тоже собралась примерно такая же группа, готовая встретить гостей. С обеих сторон в одной из социальных сетей пытались всячески раскачать ситуацию, «добиться правды». Малик вошел в эти группы и стал вести диалог. - Я 3 дня, по сути, жил в телефоне и спал по 3 часа в сутки. Где бы ни находился, у меня было с собой портативное зарядное устройство, и я постоянно общался, - раскрывает подробности председатель совета. - Изо всех сил старался сдержать разгоряченные головы: ну ладно, приедете вы в Калмыкию такой толпой и что дальше? Давайте смоделируем ситуацию. Вы же не будете мирно разговаривать, а сразу броситесь громить-крушить и избивать. Не подумали о том, как это отразится на тех дагестанцах, которые живут в республике с семьями, имеют работу, бизнес? Разве ваши действия не аукнутся на них и их будущем? Им что тогда делать - уезжать, бросив все? Стали задумываться. Собственно, вот в таком формате с одними, в другом формате с другими велись переговоры. И удалось предотвратить встречу, не предвещавшую ничего хорошего... Это рутинная работа, о коей никто никогда не вещал в СМИ и не ставил себе в заслугу. Но именно так, кропотливо, шаг за шагом, целенаправленно действуют в соцсетях представители министерства образования и молодежной политики Ставрополья.

НА ЗАМЕТКУ

Очень много полезной информации содержится на сайте антитеррористической комиссии Ставропольского края atk26.ru. Здесь важные вещи для себя найдут педагоги, журналисты, пропагандисты, муниципальные служащие и все, кто интересуется вопросами профилактики терроризма и экстремизма.

Причем информация подана в различных вариантах, в том числе и видеоформате, а 3 ролика сняты по заказу АТК СК в 2017 году. И, к слову, в одном из них играет Малик Кимбаров. 

Комсомольская правда