В сентябре этого года целый ряд российских регионов подвергся беспрецедентной массовой атаке так называемых «телефонных террористов», которые сообщали о якобы заминированных объектах социальной инфраструктуры, торговых центрах, административных зданиях. Эта ситуация вызвала большой общественный резонанс и обеспокоенность людей за безопасность.
Чтобы оперативно и адекватно противостоять подобным преступлениям, действующего закона недостаточно, считают депутаты краевой Думы. Предложения по ужесточению положений Уголовного кодекса РФ для «телефонных террористов» обсудили во вторник участники круглого стола, организованного комитетом Думы СК по казачеству, безопасности, межпарламентским связям и общественным объединениям под председательством Петра Марченко. Кроме депутатов в разговоре приняли участие представители силовых структур, правительства края и муниципалитетов.
В Ставропольском крае, рассказал Пётр Марченко, злоумышленники «заминировали» здания в шести крупнейших городах края. Только в Ставрополе было зафиксировано 46 ложных звонков о готовящихся терактах. Ущерб от нарушения работы учреждений в краевой столице составил более 6 миллионов рублей. Всего же по краю было эвакуировано около 5 тысяч человек. Злоумышленники уже установлены, идет следствие.
Однако грозит «телефонным террористам», разбушевавшимся в сентябре, максимум 5 лет лишения свободы по статье 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма», да и то если будут доказаны причинение крупного ущерба и тяжкие последствия. Краевые законотворцы считают такое наказание слишком мягким.
– Мы считаем, что за подобные преступления наказание следует ужесточить, а в статью 207 вернуть такое понятие, как «неоднократность преступления», – изложил позицию депутатов Пётр Марченко.
Сейчас это преступление квалифицируется как «небольшой тяжести» и с точки зрения закона, мало чем отличается от звонка школьника, решившего таким сообщением сорвать контрольную по математике.
– Квалификация преступления как «небольшой тяжести» не позволяет избирать такую меру пресечения как заключение под стражу на время дознания, отметил в своем выступлении врио замначальника ГУВД по СК Леонид Можеровцев. – Наша позиция: для эффективного и оперативного расследование такие преступления должны квалифицироваться как «средней тяжести» и «тяжкие». Кроме того поддерживаем предложение вернуть понятие «неоднократность» за подобные преступления для более справедливого установления ответственности.
Также прозвучало предложение при квалификации преступления отталкиваться от мотивов злоумышленников, чтобы «двоечников» из числа студентов не равнять в наказании с экстремистами.
Старший помощник прокурора СК Валерия Поздеева внесла предложение дополнить 207 статью УК РФ третьей частью, которая будет предусматривать отдельное наказание, если подобное преступление совершается группой лиц по предварительному сговору либо направлено на дестабилизацию работы органов власти, либо на устрашение населения.
Только вот предложенная ставропольскими депутатами «неоднократность» вряд ли пройдет федеральные жернова, уверен руководитель аппарата антитеррористической комиссии СК Игорь Аникеев:
– Не случайно же это понятие в 2003 году практически из всего Уголовного кодекса изъяли, вряд ли теперь его будут возвращать, – считает он. – По нашему мнению, целесообразно ввести такие квалифицирующие признаки «телефонного» терроризма как: совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной вражды или в целях пропаганды терроризма, а также содействия террористической деятельности.
По мнению принявших участие в совещании представителей спецслужб, ужесточение ответственности по обеим частям статьи 207 Уголовного кодекса также даст возможность проводить все необходимые оперативно-розыскные мероприятия, а следствие не будет ограничено в проведении следственных действий.
Было решено подключить научное сообщество края в области уголовного права к работе над высказанными в ходе совещания предложениями, доработать их и в ближайшее время представить в Федеральное Собрание.