Как бы ни маскировались телефонные террористы, их все равно вычислят
Десять лет лишения свободы - это, что называется, по полной программе, если злоумышленники нарушат соответствующие требования статьи 207 УК РФ. Понятно, что шутки кончились. Кстати, в марте 2018 года в Ставрополе уже осужден такой абонент-бомбист.
Под «прицелом» трубки
Трудно забыть сентябрь прошлого года. Анонимы как с цепи сорвались, использовали трубки словно оружие против мирного населения. Недаром этих абонентов называют телефонными террористами. И тут, наверное, правильнее будет не ставить кавычки, а называть вещи, то бишь звонивших своими именами. Все началось 11 сентября, аккурат в очередную годовщину страшного теракта в США. Трудно сказать, телефонщики решили провести некую аналогию или просто так совпало? Судя по сообщениям в интернете, все началось со Ставрополя. «Заминированными» оказались несколько школ, вузов, рынок Тухачевский, автостанции и даже администрация города. За два дня в правоохранительные органы и ряд соцучреждений краевой столицы поступило 42 звонка! В связи с угрозой теракта было оцеплено и эвакуировано несколько десятков зданий, на местах работали сотрудники экстренных служб. Понятно, что каждый сигнал был тщательно проверен.
К счастью, все сообщения оказались ложными, и силовики установили, что в Ставрополе угрозы безопасности граждан нет. Губернатор края Владимир Владимиров попросил земляков сохранять спокойствие и быть бдительными.
По требованию прокуратуры края зарегистрированные факты о заведомо ложных сообщениях об актах терроризма были объединены в одно производство, поскольку удалось выяснить, что все звонки поступили с одного номера телефона. Эта история вызвала повышенный общественный резонанс, в связи с чем краевая прокуратура обеспечила незамедлительное возбуждение уголовного дела по имевшимся на тот момент фактам.
Позже стало известно, что подобная ситуация произошла не только в Ставрополе, но и в других субъектах страны. Поначалу сообщения с угрозой «минирования» были зарегистрированы в 22 российских населенных пунктах, в частности в крупных российских городах. Кроме Ставрополя, это Южно-Сахалинск, Магадан, Владивосток, Пермь, Калининград, Красноярск и Якутск. Там тоже была зафиксирована целая серия анонимных звонков о взрывных устройствах в административных зданиях и торговых центрах, школах, вузах и кинотеатрах. Из 205 объектов эвакуировали более 45 тысяч человек, сотрудники правоохранительных органов выезжали с проверками, но ни один из звонков не подтвердился.
В народе версии такого телефонного психоза назывались разные. Сперва считалось, что подобным образом проводятся учения, затем - что это якобы некие иностранцы, возможно связанные с ИГИЛ (организацией, запрещенной в РФ). А одно известное информационное агентство даже заподозрило жителя Ставропольского края, выехавшего до этого в Сирию и прошедшего подготовку у боевиков.
В октябре 2017 года глава ФСБ России Александр Бортников сообщил, что сотрудники правоохранительных органов установили причастных к сентябрьскому телефонному цунами. По его словам, это дело рук четырех россиян, находящихся за границей, и у них есть пособники в нашей стране.
А вот какие цифры, говорящие о масштабе и последствиях произошедшего, назвало другое уважаемое информационное агентство. Всего с 11 по 25 сентября в российских городах экстренные службы зафиксировали 1203 анонимных звонка о "минировании" 1217 объектов. Из 50 наиболее населенных городов России волна телефонного терроризма затронула 45, причем все 15 городов-миллионников. За эти дни были эвакуированы 470 тысяч человек. Ни одно ложное сообщение после проверки зданий не подтвердилось. По мнению МЧС, минимальная граница ущерба составила 1 млрд. рублей.
Правильно поправили
Это было в сентябре 2017-го, а в последний день прошлого года Президент России подписал Федеральный закон от 31.12.2017 № 501-ФЗ «О внесении изменений в статьи 205 и 207 Уголовного кодекса РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ». Свершилось, ведь именно этот нормативно-правовой акт активно обсуждался с того самого сентября 2017 года. Подобные преступления в той или иной степени коснулись практически каждого: кому-то пришлось в спешном порядке эвакуироваться из «заминированного» здания, менять планы, волноваться за своих родных и близких.
Не остались в стороне от активного обсуждения и власти Ставропольского края. Например, депутаты Думы СК в октябре 2017-го при участии специалистов Краевой антитеррористической комиссии, органов безопасности и внутренних дел выработали, обсудили и направили в Федеральное Собрание РФ поправки, ужесточающие уголовную ответственность за телефонный терроризм. Часть этих предложений нашла свое отражение в новом законе.
Теперь подробнее, что же это за поправки. Согласно настоящему Федеральному закону заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений, повлечет за собой штраф. Но штраф-то какой! В размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев. Однако тот, кто думает, что обойдется только штрафом, глубоко заблуждается! Потому как здесь еще светит ограничение свободы на срок до трех лет либо принудительные работы на срок от двух до трех лет.
Еще такой аспект. Указанное деяние, совершенное в отношении объектов социальной инфраструктуры, к которым отнесены организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, сферы услуг, спортивно-оздоровительные учреждения, пассажирского транспорта, система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера, а также иные объекты, либо повлекшее причинение крупного ущерба (сумма которого превышает один миллион рублей) наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей. Чувствуете, как суммы увеличиваются? Но это еще не все. За звоночек придется также заплатить размер заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишиться свободы на срок от трех до пяти лет.
Да и это не предел. Теперь самое интересное. Срок лишения свободы за заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий в целях дестабилизации деятельности органов власти составит от шести до восьми лет. А в случае наступления в результате таких деяний смерти человека или иных тяжких последствий - от восьми до десяти лет.
На минуточку, в США незадачливые шутники могут сесть за решетку на полвека! И главное (детки, ау, оторвитесь от своих мобильников и стрелялок, снимите наконец наушники!), ответственность за телефонный терроризм наступает с 14 лет.
«Дело врачей»
Кстати, в свете настоящей редакции упомянутых статей УК РФ житель села
Татарка Шпаковского района Максим Попович был приговорен Ленинским районным судом к ограничению свободы на 1 год и 6 месяцев. Можно было бы сказать, что легко отделался, но, помимо срока, ему предстоит возместить нанесенный ущерб в размере 1 млн. 982 тыс. 670 рублей. Этот приговор был оглашен 27 марта нынешнего года. Наверняка в крае помнят, как 24 ноября 2016-го телефонной атаке подверглись: «Ставропольский краевой клинический консультативно-диагностический центр», «Краевой клинический противотуберкулезный диспансер», «Клиническая поликлиника № 6 г. Ставрополя» и «Хозрасчетная краевая консультативно-диагностическая поликлиника». На все места возможного совершения терактов выезжала оперативная группа полиции. После эвакуации посетителей, медицинского и рабочего персонала учреждения были тщательно осмотрены, но взрывных устройств не обнаружено.
Правоохранители сработали профессионально и очень скоро установили звонившего. В ходе допроса мужчина дал признательные показания, и против него было возбуждено уголовное дело ч.1 ст. 207 УК РФ. Но когда сотрудники УФСБРоссии по СК провели оперативно-розыскные мероприятия, то выяснили, что житель Татарки нанес экономике региона ущерб в сумме 1 млн. 423 тыс. 665 рублей! Ведь из-за его преступных действий осуществлялась массовая эвакуация людей. Представляете, сколько посетителей во всех этих учреждениях?! А сколько из них больных, плохо передвигавшихся, нуждавшихся в экстренной помощи?! Кроме того, были приостановлены десятки жизненно важных операций! Ну а поскольку нанесенный Максимом Поповичем ущерб превысил 1 млн. рублей, то УМВД России по г. Ставрополю на основе переданных от коллег из УФСБ России по СК материалов, переквалифицировало уголовное дело в отношении Поповича с части первой на часть вторую ст. 207 УК РФ.
Ограниченный контингент
В пресс-службе Управления ФСБ России по Ставропольскому краю сообщили интересную информацию. Анализ количества анонимных звонков и контингента звонивших заставляют сделать вывод, что большая часть телефонных террористов находилась в алкогольном либо наркотическом опьянении. Скажем, такая история. Многоэтажка в Ставрополе на улице Рогожникова. 31-летняя Анна уже 3 дня гуляет в краевой столице. Приехала из села, сняла квартиру посуточно, позвонила другу Виктору и пригласила его в гости. Чуть позже к веселой компании присоединилась подруга Юля. Пили, шумели. Но днем же! Однако это не всем нравилось - сосед из соседней квартиры стал тарабанить в стену. Не отреагировали: пили, шумели. Тогда настырный сосед стал стучать в дверь. Анна крикнула ему в замочную скважину, дескать, если тот не прекратит, она вызовет полицию! Пили, шумели. Сосед снова стучал в стену и дверь. Прошло около трех часов. Ничего не изменилось. За исключением того, что друг-собутыльник вырубился и заснул, а подруга от выпитого уже была «никакой». Впрочем, нет, изменения все же произошли: Анне надоело наглое вмешательство в ее личную жизнь. Она набрала телефон «Службы спасения» и сообщила дежурной, что в жилище, в котором находилась сама (поскольку не знала номера квартиры соседа), какой-то мужик закладывает бомбу. И надо бы приехать побыстрей, не то взорвется весь дом к чертовой бабушке!
И ведь по ее «просьбе» действительно приехали очень быстро. Все, кому в таких ситуациях положено: следственно-оперативная группа и наряды полиции, экипажи спасателей и пожарных, бригада «Скорой» и, конечно, кинолог со служебной собакой. Однако Анну почему-то столь представительный визит на обрадовал: она решила выгнать правоохранителей, а когда те призвали нетрезвую даму к порядку, стала сопротивляться и устроила скандал.
Бесспорно, те ставропольские гастроли запомнятся селянке на всю жизнь. И вот почему: Промышленный районный суд признал Анну виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 207 УК РФ, и назначил ей наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 год.
"Бомбы" чаще всего закладывают
в крупные торговые центры и школы
«Завтра в школу не ходи! Будет теракт»
Тревожно то, что отмечается очень нехорошая тенденция. Растет число анонимных звонков с угрозами совершения террористических актов от детишек, учащихся средних, специальных и высших образовательных учреждений. По информации УФСБ России по СК, с 2016 по апрель 2018 года
подобные сигналы поступили от 6 учащихся Кочубеевского, Изобильненского,
Апанасенковского районов и Невинномысска, а также Промышленного и Октябрьского районов Ставрополя. Вот один из последних примеров. 28 февраля 2018 года 15-летний подросток из Изобильного, используя телефон своей матери, позвонил жительнице села Дивное Апанасенковского района.
Хотел подшутить над своей подругой, но при наборе номера ошибся и ввел неверные цифры. А посему фразой: «Завтра в школу не ходи! Будет теракт» - очень удивил и чуть ли не до приступа напугал абсолютно незнакомую ему 71-летнюю женщину.
Даже не вообразить, как был напуган и мой товарищ, живущий в Москве. Однажды он поведал мне о своих переживаниях: «Помню, в глазах потемнело. Мгновенно воображение нарисовало в голове жуткую картину. И как я ни старался, не мог избавиться от видения. Надо было что-то делать. Причем срочно! Очнулся и выскочил из дома. Пока ловил такси, переваривал услышанное по радио: школа, где учится моя девочка, заминирована. Из стремительного потока мыслей я выловил одну и крепко уцепился за нее: это чья-то злая шутка. Но тут же в сознании выплыло мерзкое: «А вдруг правда?». И это последнее было намного сильнее, поскольку я на собственном печальном опыте знал, что такое терроризм и кто такие террористы.
Возле школы толпилось и волновалось огромное количество народу: учителя, школьники, директор. Истерично визжали и перемигивались проблесковыми маячками спецавтомобили: «Скорые», пожарные и милицейские. Классный руководитель сообщила, что сейчас здание проверяют кинологи с собаками.
А всех учеников перед этим удалось быстро вывести из помещений. И тут я увидел дочку. Мне показалось, что она, в отличие от многих ее сверстников, восприняла происходящее всерьез: в глазах стояли слезы. Мы бросились друг к другу, обнялись. Она уткнулась мне в плечо и зарыдала: «Это не война, папа?».
Да, в тот раз пронесло. Выяснилось, что два школьника додумались подобным образом сорвать контрольную по математике. Пошутили. Позвонили директору и сказали, что рванет. Страшно, что сейчас это становится банальностью - решать какие-то свои мелкие делишки угрозой взрыва или теракта. Нам что, другого драйва в жизни не хватает? И ведь неизвестно, когда успокоятся нервы, забудется этот кошмар и когда заживет рана, полученная от пережитого стресса. Заживет ли? Ведь сильные психологические травмы дают о себе знать самым неведомым образом и время их проявления не регламентировано. То есть когда и как «рванет» в судьбе всех переживших такой вот телефонный звонок - неизвестно.
Все равно вычислят
Конечно, необходимо усилить разъяснительную работу среди учащихся образовательных заведений и их родителей. «На пальцах» растолковывать подрастающему поколению, что подобные действия недопустимы и несут только зло, да и наказание за такие «шуточки» неотвратимо. Ведь все равно звонившего вычислят!
О профилактике в среде учащейся молодежи «КП» рассказала заместитель министра образования Ставропольского края Диана Рудьева:
- Безусловно, вопрос информационной безопасности и ответственности подростков за совершение ими противоправных действий находится на постоянном контроле в министерстве образования региона. Для этого в школах и образовательных организациях созданы творческие объединения «Правознайка». В рамках этого проекта мы обучаем педагогов и поднимаем различные темы. Дети у нас, как правило, хорошо знают свои права, но мы их нацеливаем на то, чтобы они еще были бы осведомлены и об обязанностях. Стараемся донести до них то, что административная и уголовная ответственность за определенные опасные деяния наступает и для несовершеннолетних. Об этом рассказываем детям и их родителям. Что касается анонимных телефонных звонков, сообщающих о якобы возможных терактах, то каждый такой факт и его причины тщательно нами исследуются.
На ежеквартальном краевом интернет-уроке по правовому просвещению (очередной состоится сегодня, 26 апреля) мы приглашаем на обратную связь с министерством образования школьников из всех учебных организаций. И ведем открытый диалог. Ребята получают ответы на любые вопросы, ведь в интернет-уроке обязательно участвуют представители правоохранительных органов, специалисты по профилактике наркомании и других зависимостей, эксперты, объясняющие, как не попасть в сети злоумышленников в Сети. А еще 3 сентября в образовательных организациях проводим День солидарности в борьбе с терроризмом. Говорим об угрозах этой острейшей проблемы современного мира и ее профилактике. То есть наша главная задача - упредить ситуации, способные повлечь за собой серьезные правонарушения, административную и уголовную ответственность для детей.
СПРАВКА «КП»
Полезный ресурс
После прочтения этого материала обязательно зайдите на сайт Антитеррористической комиссии Ставропольского края.
Сами поймете, что это весьма полезный ресурс уж в такое-то неспокойное время! Ну а что касается нашей темы, то в разделе сайта «Рекомендации гражданам» найдете подробные инструкции, озаглавленные «Порядок действий должностных лиц и персонала организаций при получении сообщений, содержащих угрозы террористического характера».
А В ЭТО ВРЕМЯ
До МИДа и метро добрались
19 апреля 2018 года телефонные террористы анонимно «заминировали» здание Министерства иностранных дел России в Москве. Из-за угрозы взрыва были эвакуированы все сотрудники внешнеполитического ведомства. Однако кинологи не обнаружили взрывчатых веществ при обследовании высотки времен сталинской эпохи. А 21 апреля правоохранители проверяли станцию московского метро «Охотный Ряд» после сообщения о «минировании». Бомбу не нашли.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
«Минеры» из широких слоев населения
В России за ложные сообщения о террористической угрозе осуждены более 1 тысячи человек. Из них 14 несовершеннолетних, 44 женщины, 11 иностранцев и 23 жителя других регионов. Кто же «минирует» с помощью телефона? Вы удивитесь, но в списке осужденных по ст. 207 УК РФ - 61 рабочий, 6 представителей коммерческих компаний, 4 официальных безработных, 3 отбывающих наказание в виде лишения свободы, 2 предпринимателя, 2 военнослужащих, 1 сельхозработник, 8 инвалидов первой и второй групп, 18 учащихся или студентов. И ни одного госслужащего.
По данным Верховного суда РФ, возраст осужденных составляет от 30 до 49 лет. Как правило, эти люди не имеют стабильного заработка и сообщают о «минировании» ближайших к месту жительства объектов.