Подпольная лаборатория "спящей ячейки"
Плетут сети
Война с ИГИЛ* продолжается. Эта террористическая организация потеряла лишь территорию, на которой бесчинствовала, но сохранила в какой-то мере численность и главное - информационно-пропагандистский аппарат. У игиловцев продолжают действовать 4 информагентства, телеканал и журнал на многих языках мира, в том числе и на русском, видеоролики в соцсетях. Об этом, в частности, говорилось на недавнем выездном совещании в Черкесске, которое по поручению Президента России Владимира Путинапровел секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Участники обсудили дополнительные меры по нейтрализации угроз переноса террористической деятельности из ближневосточного региона на территорию СКФО.
- Сейчас одна из целей террористов - создание сети так называемых «спящих ячеек» в том числе на Северном Кавказе, - заявил глава Совбеза. - Мы должны пресекать любые попытки проникновения членов экстремистских террористических организаций на территорию России.
Еще одна актуальная проблема, по словам Николая Патрушева, это нарастание пропагандистской и вербовочной деятельности в интернете. Все чаще теракты совершают люди, завербованные через соцсети и мессенджеры. Особого внимания требуют также радикальные исламисты, их следует выявлять и пресекать преступную деятельность.
Расходный материал
В базе данных Ставрополья «на карандаше» около 600 человек - все, кто так или иначе связан с терроризмом: отсидевшие и потенциально опасные, родители боевиков, их вдовы и дети. Со всеми проводится адресная профилактика, а еще работа с теми, кто не совершил преступления, но находится на стадии умысла, идеи. По данным силовиков, недобрый умысел уже реализовали 150 жителей края, выехавших в Сирию для участия в боевых действиях. Причем большинство из них - студенты региональных вузов из северокавказских республик.
Помните нашумевшую пару лет назад историю с 20-летним Рахманом Багбековым, ставшим адептом нетрадиционного ислама и примкнувшим к сторонникам радикализма? Причина банальна: неудачи личностного роста и становления. Уехал за границу, но там тоже у него мало что получилось. И вот в один не прекрасный день он в каирской мечети попал в сети вербовщика международной террористической организации.
Рахман Багбеков дает показания следствию
Арабский язык для Багбекова так и остался чужим, но он начал изучать другую науку - минно-взрывное дело в тренировочном лагере ИГИЛ: теорию и практику установки-маскировки взрывных устройств.
Собственно, внимание силовиков Рахман привлек еще в январе 2015 года, когда выехал в Египет якобы для изучения арабского языка в исламском центре «Маркас» (Каир). В Россию «студент» вернулся 3 марта 2016-го, и его сразу же задержали сотрудники УФСБ по Ставропольскому краю. До сих пор неясно, почему вернулся, может, потому чтобы «заснуть» на какое-то время? Через 2 дня против него завели уголовное дело за «прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности» (ст. 205.3 УК РФ). А 25 октября 2016 года Северо-Кавказский окружной суд в Ростове-на-Донупризнал Багбекова виновным и приговорил к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Сейчас на стадии вынесения приговора в Северо-Кавказском окружном военном суде находится уголовное дело по обвинению Мухарема Орозбаева, возглавлявшего Кучерлинский сельсовет Туркменского района. Экс-чиновник обвиняется в том, что завербовал жителя аула Шарахалсун Рахмана Багбекова в ряды ИГИЛ. На юридическом языке - это содействие террористической деятельности, совершенное с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 205.1 УК РФ). Санкции статьи предусматривают наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Нужно сказать, что действия муниципального служащего пресекли сотрудники УФСБ по Ставропольскому краю.
Смена тактики
Сегодня клюнувшим на удочку террористической пропаганды и ехать-то некуда, театра военных действий как такового уже и нет – в Сирии идет процесс мирного восстановления. Однако давление в идеологической сфере на неокрепшие юные умы и их вербовка продолжается, потому что ИГИЛ сменила тактику. Теперь бандиты делают ставку на «спящие ячейки» и, в частности, на террористов-одиночек. Некоторые из них получают подготовку, как тот же Багбеков, а другие - нет. Кто-то получает задание, а кто-то и сам себе ставит цель. Как тот же «спящий» боевик, который был уничтожен сотрудниками УФСБ России по СК 21 апреля 2018 года в селе Верхнерусском Шпаковского района. Как выяснилось, он планировал нападение на здания правительства и Управления федеральной службы безопасности края. В его съемном жилище найдены оружие, пакет с саморезами, рукописный текст с присягой главарю ИГИЛ и запрещенная экстремистская литература.
4 мая в поселке Рабочий Кочубеевского района в результате спецоперации, проведенной силовиками, при попытке задержания нейтрализованы оказавшие вооруженное сопротивление двое лидеров религиозно-экстремистской ячейки Хицунов и Иммамов. Они планировали теракты на территории края. На месте происшествия обнаружена лаборатория по изготовлению взрывчатых веществ, огнестрельное оружие, боеприпасы и гранаты.
На 12 лет отправился в колонию строгого режима житель Дагестана Рамазан Рамазанов, планировавший взорвать бомбу в людном месте Ставрополя. При обыске у него сотрудники УФСБ России по СК обнаружили самодельное взрывное устройство и оружие. 10 мая Северо-Кавказский окружной военный суд признал его виновным по нескольким статьям УК РФ и вынес приговор. А сообщники Рамазановабыли ликвидированы сотрудниками спецслужб 21 апреля недалеко от хутора Усть-Невинский Кочубеевского района. К слову, один из убитых возглавлял ячейку ИГИЛ, прошел подготовку в лагерях террористов на Ближнем Востоке, а второй являлся активным участником ячейки. Бандиты готовили несколько терактов, в числе которых убийства религиозных деятелей.
19 мая в Грозном уничтожены 4 вооруженных боевика, напавших на церковь Архангела Михаила и пытавшихся захватить прихожан. Двое из них являлись жителями села Гелдаган, один из поселка Аргунский, расположенного недалеко от столицы Чечни, а главарь - уроженец и житель соседнего региона.
Вычислить «спящих» или «дремлющих» одиночек сложно, но, к счастью, спецслужбы это делают, причем своевременно и весьма эффективно.
Можно также вспомнить многочисленные в последнее время теракты в Европе с вооруженными нападениями или смертоносными автомобилями, врезающимися в толпы мирных людей. Это тоже примеры новой тактики бандитов.
Патриотизм против терроризма
Для предотвращения распространения терроризма и экстремизма среди мусульманской молодежи, по словам губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова, в селах восточных районов созданы воспитательные группы, куда входят имамы, представители национально-культурных организаций и главы поселений. А вообще, как утверждают специалисты, в противодействии чуждой нормальным, мирным людям идеологии можно условно обозначить две составляющие. Первая - меры общей профилактики: тематические диспуты, линейки, акции, флешмобы, фильмы, статьи и прочее. Вторая - это адресная или индивидуальная профилактика.
- Адресную работу ведем с лицами, которые, как мы считаем, оказались подвержены такому влиянию, - рассказывает руководитель аппарата Антитеррористической комиссии Ставропольского края Игорь Аникеев. - А это близкие и родственники осужденных или уничтоженных в ходе КТО, а также выехавших в Сирию боевиков. Это отбывшие наказание за содеянное либо отказавшиеся от террористической деятельности и те, кто прошел обучение за рубежом в духовных вузах. Наша цель - установить диалог, протянуть нить общения, не дать «уйти» в идеологию терроризма и оказать помощь.
В этом плане среди приоритетов на Северном Кавказе - выявление и нейтрализация остатков бандподполья и источников его финансирования, повышение антитеррористической защищенности потенциальных объектов от террористических посягательств. Сегодня серьезнейшее внимание уделяется и мерам по усилению охраны государственной границы на возможных направлениях проникновения членов международных экстремистских, террористических организаций на территорию России.
И, конечно, одной из главных тенденций в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества сейчас является формирование среди молодежи патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Особую значимость такая работа приобретает в условиях применения против Российской Федерации различного рода политических, экономических, информационных и других изощренных мер невоенного характера.
Игорь ИЛЬИНОВ.
ИГИЛ* - запрещенная в России террористическая организация.
ВАЖНО!
«Терроризм. За кадром»
Поучительных историй, когда молодые люди попадают под влияние радикальных исламистов и ломают свои судьбы, много в документальном фильме «Терроризм. За кадром». К тому же, это настоящая энциклопедия совершенных на Ставрополье актов устрашения со взрывами, захватом заложников, убийствами мирных граждан, начиная с 1991 года. Двухсерийная повесть о том, как спецслужбы и обычные люди справлялись с экстремистско-террористическим злом. Скоро выйдет третья серия. Фильм можно посмотреть на официальном сайте Антитеррористической комиссии Ставропольского края: www.atk26.ru.