Неофитов из мечетей, конечно, не выгоняют. Однако относятся к ним с недоверием:
люди, которые не имеют представления о традициях, могут быть источником больших проблем
Неофиты очень часто попадают в сети экстремистов и становятся для них пушечным мясом в войнах с «неверными». STAV.AIF.RU побеседовал о проблеме с историком, советником муфтия Ставропольского края Магомедом Магомедовым.
«Брось родителей, поехали с нами!»
Марина Тимченко, «АиФ-СК»: Как люди приходят в ислам? И почему неофиты чаще всего радикализируются?
Магомед Магомедов: Потому что обычный мусульманин быстро становится неинтересен неофиту. Однако он может дать только базовые знания, и всё. А тому хочется большего. Ведь, как правило, это молодёжь с присущим ей максимализмом.
Начинает искать себе новый круг общения, исходя из своих новых интересов. А самые активные и агрессивные – это именно радикалы. Они и сами верят в свои идеи, и неофита ими заражают.
– Чем радикалы цепляют молодёжь?
– Они цепляют человека эмоционально, раз за разом. Убеждают его, что ему будет лучше, если он к ним присоединится. Эксплуатируют идею халифата. Давят на максимализм молодежи. Говорят, если ты принял ислам, значит, должен признавать только ислам и вокруг тебя должны быть мусульмане. Если не хочешь никуда ехать, создавай вокруг себя исламское государство. Не принимай тех, кто на тебя не похож. Если родители не мусульмане – а у неофитов так часто бывает, – оставь их. Пытаются всячески отдалить молодого парня или девушку от семьи.
Попадая к радикалам, они вообще перестают думать самостоятельно, становятся зависимыми от других. Эти особенности вербовщикам хорошо известны. Там прекрасные психологи работают, и им неплохо за это платят.
Особый путь – особые привилегии?
– Но ведь не все неофиты становятся радикалами?
– В традиционном исламе остаются, как правило, люди, которые достаточно долго шли к этому, делали свой выбор осознанно, не под влиянием сиюминутных эмоций.
Кто-то серьёзно занимается религиозной деятельностью, а кто-то принял ислам, но не стал в него вообще углубляться. Часто такое случается с девушками, которые принимают новую веру из-за замужества. Исламское духовенство считает, что давить на человека не нужно, принуждения быть не должно. Принявшая мусульманство может ничего не менять в своей жизни.
– А каковы основные отличия традиционного ислама от радикального?
– Направлений в мусульманстве больше, чем в христианстве. Но представители традиционных форм сумели объединиться на каких-то общих идеологических основах.
Радикалы, как и традиционалисты, признают Коран, сунны, хадисы. Но не признают решений исламских общин. Так называемое сравнение по аналогии используют так, как им выгодно. К примеру, нередко террористы оказывались наркоманами, и они легко находили оправдание себе, дескать, если ты на особом пути, тебе надо успокоиться и расслабиться. Ради джихада. Его они, кстати, трактуют исключительно как военное действие. А в традиционном исламе джихад – это борьба со своими негативными мыслями, борьба с собой.
Радикалы цитируют Коран и пытаются воспринимать его дословно. Но это книга, скорее, идеологическая, состоит из наставлений.
– Что такое, с точки зрения традиционного ислама, халифат?
– Исторически это было чисто территориальное образование, в котором жили и христиане, и мусульмане. Не нужно бороться за халифат, он даётся Всевышним.
Живя в какой-то стране, мусульманин должен соблюдать законы, которые там действуют, а не пытаться с оружием в руках создавать халифат, навязывая всем свои представления о том, что правильно, а что нет.
Удобная мишень для злоумышленников
– Как традиционные мусульмане воспринимают неофитов?
– Неофиты – самые бедные, самые несчастные мусульмане. К ним негативно относятся, их боятся, в том числе и сами мусульмане. Ведь те, кто родился и вырос в мусульманской среде, связаны ещё и с традициями, а неофит – нет.
– Считается, что сейчас влияние экстремистов ослабло. Так ли это? И с чем вы это связываете?
– С полной дискредитацией радикализма. С разгромом террористов в Сирии.
Вывод об ослаблении радикалов можно сделать по ослаблению агитации. В частности, не появляются новые формы вербовки и пропаганды.
Так как радикалы всегда самые активные, раньше на просторах Интернета их было очень много. Это было заметно по информационным вбросам и многочисленным эмоциональным комментариям в социальных сетях.
Кроме того, я продолжаю работать с молодёжью и по их вопросам (точнее, их отсутствию) о взаимодействии с радикалами могу судить, что проблема теряет свою остроту.
– Зато в местах отбывания наказания экстремистские идеи процветают.
– Радикальный ислам в наибольшей степени сейчас загнан именно туда, в тюрьмы. Подпитка очень большая. И вербовка идёт активная. Человек, который оказался в тяжёлой ситуации, а там жизнь очень нелёгкая, присоединяется к сообществу радикалов, чтобы выжить. На зоне свои законы, а у мусульман община сплочённая.