ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Вербовка (2025)

Финансирование терроризма (2025)

Диверсии (2025)

Вербовка (2024)

Диверсии (2024)

Школьный террор

Опубликован третий, осенний, номер журнала «Обзор.НЦПТИ», специализированного издания для специалистов по информационной безопасности и защите данных и экспертов в области образовательных технологий.

Скачать

Этот выпуск объединил научные разработки и практические советы, сконцентрированные на решении одной из главных проблем современного общества – медиаинформационной («цифровой») грамотности и медиабезопасности. О явной недостаточности тиражируемого позитива в социальных сетях говорил В.Путин, посетивший в августе 2018 года Ставропольский край и форума «Машук». Решать эту проблему президент предложил более активным внедрением позитивного контента в СМИ, особенно предназначенных для студенческой аудитории, привлекая разные стороны потребителей и источников информации.

В этой связи необходимо говорить в первую очередь о компетентности самих создателей контента – работников СМИ, профессиональный уровень которых необходимо регулярно повышать, развивать, оценивать, поощрять лучшие практики и творческие инициативы.

Среди публикаций такого тематического блока журнала интересны статьи Е.И. Дорошенко «Нарративы в действии: опыт организации информационно-образовательного проекта в Республике Дагестан» и «Онлайн-фестиваль социальных видеороликов как эффективная форма вовлечения молодежи в информационное противодействию экстремизму», написанная в соавторстве С.А. Чуриловым и Е.Р. Валитовой.

Первая публикация может послужить применением прикладного характера при создании обучающих семинаров (курсов) для журналистов, так как в ней детально описана суть и содержание организованного весной 2018 года министерством печати и информации Республики Дагестан дистанционного онлайн-курса для местных журналистов. В статье подробно раскрыты главные тезисы содержательной части курса, которые «распределены на три группы:

1)      условия, создающие контекст для работы СМИ, как с точки зрения подачи информации и содержания контента, так и в плане его технического распространения;

2)      нарративы и контрнарративы как средство информационного противодействия экстремистской и террористической идеологии;

3)      основные факторы выстраивания и проведения информационных кампаний с использованием нарративов и контрнарративов».

Важно упомянуть, что курс представлял собой образовательный проект, итогом которого стало написание статьи на заданную тему с использованием полученных знаний, и в случае успешного прохождения всех этапов выдавался соответствующий сертификат.

О пользе и необходимости таких курсов автор говорит в заключительной части.

«Во-первых, подобные курсы позволяют решать некоторые важные проблемы. С одной стороны, элементарный     ликбез необходим: всегда полезно узнавать что-то новое, чтобы писать грамотно. С другой стороны, зачастую…..им         [журналистам] не      хватает   импульса к тому, чтобы творчески и вместе с тем последовательно выстраивать свои материалы по теме безопасности, терроризма и экстремизма».

Во-вторых,…Необходима грамотно выстроенная широкая дискуссия с
обществом,        в       рамках       которой могут быть реализованы меры
по противодействию. Часть такой дискуссии – объёмные аналитические материалы по теме безопасности, где предполагается авторская оценка с опорой на факты (т.е. нарративы) и где решались бы многие задачи. В частности, формировалось бы стойкое неприятие экстремизма и терроризма в обществе…..

Невозможно добиться желаемого результата при помощи того, что аудиториям читать неинтересно. Поэтому, чтобы сделать информационно-профилактические меры более эффективными, в медиасреду необходимо вводить нарратив (или контрнарратив), т.е. эмоциональный элемент повествования, описания, «рассказа». Делать это, безусловно, нужно грамотно и взвешенно, но не забывать при этом, что сегодняшняя медийная реальность требует совершенно новый продукт, и, чем более широким инструментарием будут владеть журналисты, тем эффективнее они смогут его создавать».

Кстати, с точки зрения практических и методических рекомендаций познавательным будет изучение «Методики создания видеоконтента, противодействующего влиянию деструктивной информации, распространяемой в сети интернет (авторы – А.И. Меркулова и И.М. Ажмухамедов), которую можно назвать четко структурированным пошаговым пособием для создания противодействующего контента, направленного на снижение влияния деструктивной информации на подростков.

Вообще говоря, о работе с молодежью, формату «онлайн» отдается все больше предпочтений: такой подход предполагает мобильность участников взаимодействия, преодолеваются вопросы территориальной отдаленности, а самое значимое – обеспечивается массовый охват.

Статья С.А. Чурилова и Е.Р. Валитовой в том числе и об этом. Авторы настаивают на важности акцентирования внимания на проведении «информационно-просветительских и интерактивных мероприятий, формируя стойкое неприятие идеологии деструктивных явлений, распространяемых в том числе через сеть Интернет.

Фестивали, конкурсы видеороликов антиэкстремистской направленности для молодежи являются одним из видов профилактической деятельности….

Участие в подобного рода фестивале помогает через социальные видеоролики обратить внимание общества на необходимость решать определённую общественную или государственную проблему, а уровень и доступность современных технологий позволяет заняться этой работой не только государственным и частным учреждениям, но и творческим коллективам молодых людей, небезразличных к общественной жизни.

Очень важно, что для съёмки социального ролика молодым людям приходится изучить проблему, которую они раскрывают в своем видео, написать сценарий, вложить эмоции в чтение текста или игру. Таким образом, участие в подготовке ролика позволяет больше понять о проблеме экстремизма и терроризма, выработать некоторые пути её решения».

С подробным опытом организации и проведения подобного мероприятия, предусмотренного п. 2.10а Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, рекомендуем ознакомится всем специалистам, практикующим в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма.

Помимо эмпирического рассматриваемый Обзор НЦПТИ вызывает также интерес и теоретический, публикуя ряд исследовательских материалов.

Так, Е.В. Щетинина делится полученными результатами проведенной оценки потенциала вербуемости студенческой молодежи Челябинска, при которой «…специалисты опирались на гипотезу о том, что потенциальная уязвимость личности перед вербовочной деятельностью экстремистских организаций зависит от 2-х факторов: ощущения экзистенциального одиночества и ощущения социальной несправедливости».

«Среди главных медиаугроз, от­меченных респондентами, выделяются следующие: распростра­нение искажённой, неверной, но выгодной тем или иным людям информации (58,82%), формиро­вание психологической зависи­мости (58,17%), вторжение в част­ную жизнь (46,84%), аморальность (39,65%), киберпреступность (31,81%), деятельность экстремист­ских организаций (24,18%).

В качестве мер, способных противостоять данным угрозам, названы: жёсткий государствен­ный контроль (28,32%), цензура (26,58%), ограничение доступа в интернет для детей и подрост­ков (13,94%), образовательные занятия по медиабезопасности (9,59%), пропаганда этических норм (7,41%), обеспечение полной и всеобщей свободы в сети Ин­тернет (6,75%), деятельность об­щественных организаций (3,70%)».

На основе анализа результатов исследования, одним из самых очевидных выводов выступает утверждение автора о том, что «….Профилактика популяриза­ции идей экстремизма среди мо­лодёжи в сети Интернет, в том числе студенческой молодёжи, возможна только в рамках осу­ществления комплексного под­хода к данной проблеме, который будет включать в себя не только образовательный компонент (по­вышение компетенций в сфере медиабезопасности как у специ­алистов, работающих с молодё­жью, так и у самих учащихся), но и практико-ориентированный (на­пример, умение вовремя распоз­навать данные угрозы)» [Е.А. Щетинина «Потенциал вербуемости» студенческой молодежи в свете проблем медиабезопасности: основные угрозы и методы контрпропаганды»].

Любопытно рассмотреть опыт пилотажного социологического исследования «Восприятие экстремизма и идеологии терроризма в молодежной и образовательной среде (на примере Ростовской области)», описываемый в статье Д.Н. Брайко и А.С. Быкадоровой «Экстремизм, терроризм и информационные угрозы глазами молодежи ростовской области».

Два исследования, в Челябинске и в Ростовской области, вступают в заочный диалог по вопросу роли государства и эффективности проводимой национальной политике в рассматриваемой сфере.

По вопросу существования административной и уголовной ответственности за распространение противоправной информации в интернете мнения опрошенных респондентов второго исследования «…разделились практически поровну. Большинство (34,5%) заявили, что данный метод является не вполне эффективным. Противоположный вариант ответа «да, этот метод можно считать эффективным» отметили почти столько же респондентов (32 %), и ни один человек не согласился с тем, что запрещение является эффективным методом контроля. 31,3% респондентов высказались за то, что ограничения распространения информации в интернете допустимы, но ими нельзя злоупотреблять».

Хотя, возвращаясь к Челябинску, мы помним, что Е.В. Щетинина в качестве мер, способных противостоять медиаугрозам, в числе прочих называет жёсткий государствен­ный контроль и цензуру.

Вместе с тем, ростовские исследователи заявляют, что «….в целом у молодых людей есть типическая оценка террористической деятельности, …. устойчивое понимание актуальности данной проблемы для современной России. Большинство молодых людей считают свою социальную группу уязвимой и достаточно восприимчивой для экстремистских идей, на фоне этого у молодёжи сформирован адекватный запрос на защиту со стороны государственных органов в этой сфере. При этом разница между ответами респондентов различных образовательных организаций и направлений обучения сопоставима с социологической погрешностью».

Рекомендуем к прочтению выпуск № 3(14) Обзор.НЦПТИ 2018 практикующим специалистам и теоретикам, в особенности обращаем внимание тех, кто создает контент, распространяет его в молодежной среде, разрабатывает меры и организовывает мероприятия, направленные на противодействие идеологии терроризма и экстремизма.