Это только кажется, что интернет – огромное информационное пространство, которое не подчиняется никаким правилам. Правила есть и в самом интернете. И их также устанавливает государство, в нашем случае Россия, законы которой определяют, что можно и что нельзя писать в социальных сетях. В первую очередь это касается тех тем, которые российские законы относят к экстремизму и его крайней форме – терроризму.
Что такое репост и лайк
Наша страна – не исключение в плане законодательного регулирования содержания интернетовских публикаций. Подобные законы есть в большинстве стран мира. Эксперты неправительственной организации Freedom House в отчете Freedom on the Net за 2018 год, посвященном свободе интернета в различных странах мира, отмечают последовательное сокращение интернет-свобод по всему миру уже восьмой год подряд. Более того, власти целого ряда стран вовсю занялись блокированием нежелательной информации. Самые строгие ограничения в Китае.
Скажете, цензура? Отнюдь нет. Ведь репосты, лайки, комментарии в интернете несут опасность пропаганды не только хороших идей и знаний, но и терроризма, экстремизма, реабилитации нацизма… А этого делать никак нельзя. Давайте вспомним, что такое репост и лайк.
Факт в тему
Репост (repost) – это копирование записи к себе на страницу в социальной сети, а также сама скопированная запись или новость. После того как вы сделаете репост какой-либо новости, ее смогут прочитать ваши друзья и подписчики. Чтобы сделать репост, нужно нажать на кнопку «Поделиться» рядом с новостью. Кстати, в Твиттере репост называется ретвитом.
Лайк – это та самая кнопочка «Мне нравится» под постами и фотографиями в социальных сетях. Слово «лайк», будучи кратким и удобоваримым, легко проникло в русский язык и в интернетовский обиход.
Так вот за бездумные лайки и репосты у нас наказывают. Если они пропагандируют терроризм, экстремизм, реабилитацию нацизма, сепаратизм. Ответственность – административная и уголовная. Согласитесь, серьезно. Многие ставропольчане об этом знают. На мой взгляд, об этом говорит и тот факт, что на Ставрополье за лайки и репосты серьезно никого не наказали. Без наказания завершилось в крае и дело за оскорбление чувств верующих.
Факт в тему
Такое положение также один из результатов реализации подпрограммы «Профилактика терроризма и его идеологии государственной программы Ставропольского края «Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества», действующей с декабря 2015 года по настоящее время.
Давайте вспомним, что же стало поводом в нашем крае для уголовного преследования за оскорбление чувств верующих (часть 1 статьи 148 Уголовного кодекса РФ). Это дело ставропольского атеиста Виктора Краснова. Оно началось с его переписки в октябре 2014 года в социальной сети ВКонтакте в группе «Подслушано Ставрополь» с военнослужащим Александром Кравцовым и местным жителем Дмитрием Бурняшевым. Последний и написал заявление в полицию с требованием наказать Краснова за ряд его высказываний о том, что бога нет. Заседания в мировом суде Промышленного района Ставрополя шли с 19 января 2016 года по 15 февраля 2017 года. Было много проволочек чисто бюрократического характера, потерпевшие на слушание дела не являлись, их доставляли приводом. Впрочем, приехав принудительно, парни заявили, что выступают не только от своего имени, но и от имени других православных христиан, и требовали наказать Краснова за его слова в социальной сети. 15 февраля 2017 года мировой суд Промышленного района Ставрополя прекратил уголовное дело в отношении Виктора Краснова об оскорблении чувств верующих в связи с истечением сроков давности уголовного преследования по заявлению самого подсудимого. Повезло парню, по большому счету, из-за бюрократических проволочек. А могло бы все закончиться гораздо хуже – штрафом или лишением свободы.
Своя площадка в интернете
В целом по России ситуация более чем серьезная. И она вызывает тревогу и критику и экспертов, и медиаюристов, и журналистов, и блогеров, и самих пользователей соцсетей. А основой для критики стали своего рода законодательные «ножницы», которые случайно резанули вплоть до уголовной ответственности простых обывателей, которые бездумно лайкали и репостили все подряд. Получилось вот что. Российское антиэкстремистское законодательство, которое депутаты Госдумы совершенствуют последние десять лет, не учло новую социальную реальность: практически у каждого гражданина есть теперь площадка в интернете, которую можно использовать не только для личных, но и для публичных заявлений. Да и сами пользователи интернета не сразу и далеко не все сообразили, что «своя» страничка в соцсети – это не школьный или армейский фотоальбом, который ты можешь показывать друзьям и знакомым без всяких правовых последствий. «Своя» страничка, по сути, этакая мини-газета с неограниченным количеством экземпляров. И любое высказывание в ней, любая цитата (репост) – это факт публичного тиражирования текста или фото.
А они не всегда бывают безобидными. Помните, совсем недавно террористы «окучивали» интернет для вербовки сторонников? Сколько юных парней и девчонок попалось на эту удочку. Сейчас с такой интернет-вербовкой правоохранители и сотрудники спецслужб на-учились бороться: количество таких случаев сходит на нет.
Но интернет продолжает оставаться самым доступным и востребованным средством общения.
Факт в тему
Не так давно Росстат опубликовал результаты исследования по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. В среднем в 2017 году интернет в России использовали 78,5 процента опрошенных, и только 21,5 процента населения сетью не пользовались. Каждый (или почти каждый) день сетью пользуются в среднем 56,2 процента наших граждан. Ставрополье среди самых активных (по доле пользователей интернета) регионов – у нас в интернет заходят 79,7 процента населения.
Аудитория социальных сетей в России – почти 100 миллионов, и все эти люди сегодня в группе риска, если не знают законодательства. Да, оно, считают многие, чересчур сурово. Но пока закон есть, его нужно выполнять.
Как по закону
Давайте разберемся в терминах и законах. Одной статьи, которая называлась бы «Экстремизм», в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях РФ нет. Это комплекс статей Уголовного кодекса, их шесть. Все вместе их называют «статьи экстремистской направленности», по которым могут наказать граждан, в том числе за картинки, мемы и лайки, в которых оправдывается терроризм, одобряется создание экстремистского сообщества, участие в нем, содержатся призывы к участию в экстремистской деятельности. Плюс возбуждение ненависти и вражды и разжигание религиозной и национальной розни, оскорбление чувств верующих, сепаратизм. Есть еще административные дела, связанные с экстремизмом: распространение экстремистских материалов, демонстрация нацистской символики.
Напомним, что Закон «О противодействии экстремистской деятельности» был принят в 2002 году. Он определял то, что государство относит к экстремизму. И, если уж совсем кто забыл, статья о возбуждении ненависти и разжигании розни была еще в Уголовном кодексе СССР. Итак, назовем все шесть антитеррористических статей Уголовного кодекса России.
280 статья УК РФ наказывает граждан за призывы к экстремистской деятельности.
С 9 мая 2014 года в Уголовном кодексе РФ появилась еще одна новая статья – 280.1, предусматривающая ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, то есть за сепаратизм.
Факт в тему
Сепаратизм – стремление отделиться, обособиться; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии. Призывом будет считаться наличие в публикации обращения к любой группе граждан, в любой форме (устной, письменной, изобразительной, наглядно-демонстрационной (плакат, фотография, подпись под фотографией), с использованием технических средств), в котором выражено стремление к объединению граждан с целью воздействовать на их сознание, волю и поведение, побудить их к действиям (не обязательно насильственным!), направленным на нарушение территориальной целостности страны. Призывы к сепаратизму будут наказываться, если речь идет о разделении России, а не других стран и территорий. Например, призывы к действиям по возвращению Крыма Украине будут рассматриваться как сепаратизм, т. к. Крым официально объявлен частью России. Не важно, будут ли в результате призыва совершены какие-либо действия, ответственность наступает уже за сам факт публикации.
282 статья УК РФ карает за разжигание ненависти и социальной вражды, причем к произвольно определяемой социальной группе.
Факт в тему
Что относится к экстремистской деятельности? Экстремизм может быть выражен в распространении среди широкого круга лиц идей, взглядов, представлений или побуждений к действиям, направленным на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. Он может выражаться в форме призывов, воззваний, поучений, советов, предостережений, требований, угроз.
Есть в УК РФ и статья 148 (оскорбление чувств верующих). Напомним, она была принята после дела Pussy Riot.
Статья 205.2 УК РФ (оправдание терроризма). В 2015 году к 70-летию Победы в законодательство внесли поправки, изменившие ответственность за демонстрацию нацистской символики. К уголовной и административной ответственности привлекать теперь стали за публикацию фото со свастикой.
Наконец, статья 354.1 УК РФ наказывает за реабилитацию нацизма, включая специальное наказание за неуважение к дням воинской славы России. По этой статье недавно судили жителя Магадана, позволившего себе критику маршала Жукова в переписке в Одноклассниках.
Факт в тему
Правозащитники-критики не могут понять, как можно наказывать за слова. Даже термин такой ввели – «мыслепреступления». Но это более чем серьезно. И по последствиям тоже. Обвиняемые в преступлениях, связанных с «экстремистскими статьями», автоматически оказываются в специальном реестре Росфинмониторинга, он называется «Перечень террористов и экстремистов». Сегодня в перечне более 8,5 тысячи физических лиц. Большинство из них осуждены за терроризм. Однако примерно полторы тысячи человек – это «экстремисты», наказанные за слова или картинки в социальных сетях. Ставропольчан там трое – из Арзгирского, Советского районов и из Минеральных Вод. Добиться, чтобы виновника исключили из перечня, невероятно сложно. Пока среди исключенных четыре человека.
Преступления и наказания
Они очень разные. Приведем несколько примеров. Штрафом 1000 рублей отделалась активистка из Татарстана, поставившая лайк под скриншотом кадра из фильма «Американская история Х». Грудь героя украшала свастика. Нужно иметь в виду, что наказывают и за фотографии, где пропаганды нацизма нет. За публикацию архивных фотографий со склоненными нацистскими штандартами, стоп-кадров из антифашистских фильмов – например «Семнадцать мгновений весны». Фильм смотреть можно, получается, а стоп-кадры из него нельзя публиковать в соцсетях. Безусловно, распространение нацистской идеологии необходимо пресекать.
– Но если раньше, – комментирует директор центра защиты прав СМИ Галина Арапова, – статья устанавливала ответственность за «публичное демонстрирование и пропаганду нацистской символики», то, после того как в Кодекс об административных правонарушениях были внесены изменения, по ст. 20.3 стали наказывать за «публичное демонстрирование либо пропаганду нацистской символики». В итоге, даже если ты публикуешь фотографию с нацистской символикой без цели пропаганды, а наоборот, призываешь помнить Победу, даже если ты ярый антифашист и говоришь, насколько это опасно, такая публикация подпадет под состав административного правонарушения.
В результате экстремистским был признан диснеевский мультфильм о приключениях Дональда Дака в нацистской Германии. В Смоленске девушка разместила архивную фотографию своего двора, на которой изображено построение роты нацистских солдат в период оккупации и на первом плане – флаг со свастикой. Она опубликовала ее в соцсети с комментарием «Нашла тут фото своего двора», за что была привлечена к ответственности.
Москвич получил 3 года 4 месяца лишения свободы за то, что публиковал тексты и видеоролики, «направленные на возбуждение вражды по отношению к немусульманам и содержащие призывы к террористической деятельности». Житель Новосибирска добавил себе аудизаписи в ВКонтакте композицию «Киборг – наш враг», которая есть в минюстовском списке запрещенных материалов. Об этом списке надо бы рассказать подробнее. Уж о его существовании большинство жителей России даже не подозревает. Где с ним познакомиться?
– Это полный список экстремистских материалов, он размещен на сайте Минюста и пополняется каждый день, – рассказывает Галина Арапова. – Как только районные суды в разных регионах страны признают тот или иной материал экстремистским, он попадает в реестр экстремистских материалов. Сейчас в списке около 5 тысяч позиций: это и брошюры, и лозунги, и демотиваторы, и диалоги в соцсетях. Прежде чем репостнуть, лучше поискать материал в реестре по ключевым словам. Правда, картинок в самом реестре нет, только словесное описание.
Добавим, что в списке действует очень удобная поисковая система.
Факт в тему
По статистике Судебного департамента при Верховном суде, количество уголовных дел по «экстремистским статьям» в последние годы растет. Если в 2014 году их было 442, то в 2017-м – уже 657. Большинство дел возбуждается на основе публикаций в соцсетях. По данным Генпрокуратуры РФ, за первое полугодие 2018 года за совершение преступления экстремистского характера в России было возбуждено 762 уголовных дела. Из них 571 связано с размещением той или иной информации в глобальной сети.
Декриминализация
Есть и позитивный момент в нашей истории. В прошлом году в России практически перестали привлекать к уголовной ответственности и лишать свободы интернет-пользователей, которые публикуют в сети экстремистские тексты, картинки и видео. Теперь нарушителей закона только штрафуют и применяют к ним другие административные меры. И совсем хорошая новость: Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о декриминализации репостов. Это пакет президентских законопроектов о смягчении статьи 282 УК РФ, который также называют «декриминализацией репостов».
Владимир Путин предложил отказаться от привлечения к уголовной ответственности по статье 282 УК за деяния, совершенные однократно и не представляющие серьезной угрозы для основ конституционного строя и безопасности государства. Уголовно наказуемыми будут признаваться те деяния, которые совершены лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичные деяния в течение одного года.
Наказываться деяние будет так: штраф от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Такое же наказание сейчас уже предусмотрено в УК РФ, но за первичное нарушение.
Кроме того проект закона оставляет без изменений предусмотренное в настоящее время в статье 282 уголовное наказание за подобные действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, лицом с использованием своего служебного положения, организованной группой.
В этом случае при первичном нарушении предусмотрен штраф в размере от 300 тысяч до 600 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительные работы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до шести лет.
Поправки в статью 282 УК РФ подготовлены одновременно с изменениями в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Вводится новая статья «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Наказание – штраф на граждан в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, или обязательных работ на срок до 100 часов, или административного ареста на срок до 15 суток, на юрлиц – от 250 тысяч до 500 тысяч рублей.
Поправки будут иметь обратную силу – после вступления закона в силу будут отменены вступившие приговоры по этой статье, а возбужденные дела остановлены. Законодатели заверяют, что это будет сделано уже до конца года.
Факт в тему
Особенность нынешнего этапа борьбы с терроризмом и экстремизмом – объединение усилий органов власти, общественных организаций, простых людей. Именно на это нацелен комплексный план противодействия идео-логии терроризма. И немалая часть в нем посвящена информационному противоборству. Есть и выполняется подпрограмма по профилактике терроризма и его идеологии. Аналогичные программы приняты и реализуются во всех районах и городских округах. И обратите внимание: на финансовое обеспечение противодействия идеологии терроризма краевыми властями в 2017 году было выделено около 7 миллионов рублей. Можно говорить о том, что на Ставрополье уже сформирована комплексная система по противодействию терроризму и его идеологии.
Ответственность никто не отменял
Декриминализация – декриминализацией. Напомним, она касается только одной статьи УК РФ из шести антиэкстремистских. А ответственность никто не отменял и, думается, отменять не будет. Слишком дорого для страны и каждого из нас может обойтись кривое зеркало репоста. Это ведь так привычно для многих – не увидеть оттенков терроризма в тиражировании свастики, карикатур и мемов о Крыме… Но ведь из таких мелочей складывается большая опасность – экстремизм и его крайнее проявление – терроризм.
– Какие советы можно дать пользователям соцсетей?
– Не допускать неуважительных высказываний по отношению к людям в связи с их национальностью, цветом кожи, родом занятий и религиозной принадлежностью, – говорит Галина Арапова. – Не надо постить фотографии, картинки, демотиваторы, карикатуры и шаржи, где есть нацистская символика. Поскольку ответственность у нас возникает с 14 лет, это надо объяснить и старшеклассникам. Ведь в отношении них будет применяться то же законодательство и те же меры ответственности.
С терроризмом, экстремизмом, языком вражды и ненавистью на национальной или религиозной почве нужно бороться. Это очевидно. Они разъедают общество и ведут к нагнетанию нетерпимости. А язык вражды – это вовсе не тот язык, на котором пристало говорить сегодняшним россиянам.