ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

Вербовка

Диверсии

Школьный террор

Скулшутинг

Патриотизм

Национализм

Задержание террористов, нейтрализация вербовщиков и тех, кто финансирует экстремистское подполье - работа силовых структур. Но противодействие терроризму начинается не с этого. Этим оно, скорее, заканчивается. Значительные усилия направляются на профилактическую работу.

За жертвой по «цифровым следам»

На государственном уровне система противодействия терроризму начала формироваться в «нулевых»: пришло осознание реальности существующих угроз и необходимости создания структур профилактической направленности. В 2006-м появился Национальный антитеррористический комитет и началось выстраивание вертикально интегрированной структуры. Постепенно сформировались антитеррористические комиссии на уровне регионов и муниципалитетов.

Все эти годы система профилактики стремится работать на опережение. Специалисты наблюдают за тенденциями и по мере их изменения корректируют свои методы воздействия.

В АТК Ставропольского края соглашаются с тем, что в открытом доступе в Интернете стало гораздо меньше экстремистских публикаций. Это подтверждают специалисты СКФУ, которые занимаются отслеживанием в Сети такого контента. Но закрытые группы и мессенджеры идеологи терроризма продолжают использовать, привлекая сторонников.

Там они вербуют молодёжь в свои ряды, там же ищут и источники финансирования, используя в том числе и псевдоблаготворительные фонды. В связи с тем что контроль за интернет-пространством со стороны государства усилился, сегодня злоумышленники действуют более персонифицировано, чем лет пять назад.

-  Мы все, пользователи Интернета, оставляем так называемые «цифровые следы». И с помощью технических средств вербовщики отслеживают нужную им аудиторию и начинают точечно её обрабатывать, - поясняют в антитеррористической комиссии Ставрополья. - Человек может не интересоваться ни исламом, ни сектами, ни экстремизмом, но вступать в группы со смежными, если можно так выразиться, интересами - про насилие, оружие и т.д., и через эти свои интересы попасть в поле зрение помощников террористов. Определив жертву, они завязывают переписку, начинают идеологическую обработку, меняют сознание. Ведётся адресная работа. И пользователь Сети, который ещё вчера ни о каком терроризме не помышлял, постепенно начинает сочувствовать «братьям». Кого-то убеждают поддержать материально «борьбу с неверными», а кого-то подталкивают к непосредственному участию в террористических действиях.

В АТК напоминают, что, несмотря на то, что финансирование террористов нельзя отнести к активным формам террористической деятельности, бездумное перечисление средств может иметь серьёзные юридические последствия. УК РФ квалифицирует эти действия как уголовное преступление.

Не проходите мимо!

Сотрудники системы противодействия терроризму стремятся донести до жителей края информацию об этих рисках и угрозах, может быть, не до конца осознаваемых действиях и их возможных последствиях. Краевая АТК аккумулирует наработки и методические рекомендации и тиражирует их на места.

На плечи муниципалов ложится наибольший объём профилактических мер. Помимо просвещения и антитеррористической пропаганды они занимаются индивидуальной работой с определёнными категориями лиц, относящихся к группе риска. Это, наверное, самый сложный фронт, потому что требует от специалистов разносторонней подкованности - нужно быть и психологами, и теологами, и юристами, и правоохранителями. И всё это одновременно. 

- У нас роль координатора, - говорят в АТК СК. - Мы собираем информацию, анализируем. Выявляем положительные практики, собираем семинары и круглые столы для обмена опытом. Повышаем уровень образования и квалификацию сотрудников муниципальных антитеррористических комиссий.

В прошлом году на Ставрополье приезжали представители Национального антитеррористического комитета. Заинтересовались опытом Нефтекумского городского округа. Там хорошо налажено взаимодействие с Духовным управлением мусульман Ставрополья, проводятся совместные мероприятия, плотно работают с детьми и молодёжью.

Особое внимание - группе риска. Родственники убитых или осуждённых террористов - желанная добыча для вербовщиков. И не потому, что разделяют взгляды своих оступившихся мужей, братьев и сыновей, а потому, что уже имеют этот травматический опыт и более уязвимы, подвержены влиянию. Рекрутёры могут целенаправленно их выискивать, внушать им мысли о несправедливости и пытаться увлечь идеей мщения.

Вряд ли кто из жертв сам придёт и расскажет о попытке воздействия, поэтому специалистам на местах приходится быть максимально внимательными и чуткими, чтобы, беседуя с этими людьми, уловить негативные изменения в сознании.

Работы очень много, а ресурсы ограничены. В этой ситуации особую ценность имеет помощь институтов гражданского общества. На Ставрополье есть пример создания энтузиастом такой общественной организации. Житель одного из восточных районов края собрал виртуальную команду, в которую вошли добровольцы из разных регионов, в том числе из Ростова, Астрахани, Кавминвод.

В уставе организации обозначены её цели - противодействие идеологии терроризма, а также мониторинг и выявление противоправного контента. С помощью специальных программ в Интернете обнаруживается опасная информация, сведения передаются в АТК, Роскомнадзор и прокуратуру для принятия решения о блокировке ресурсов и аккаунтов в социальных сетях.

Специалисты призывают всех быть бдительными и неравнодушными, не проходить мимо, встречая на просторах виртуального мира контент, который кажется странным и подозрительным, сообщать о тех, кто его создаёт. В социальных сетях есть возможность пожаловаться на пост, и эту возможность следует использовать, чтобы остановить распространение идеологической заразы в глобальной Сети.

- Раньше мы снимали ролики о необходимости обращать внимание на оставленные без присмотра предметы, сумки, на новых соседей по дому или гаражу. И в реальном мире уже научились реагировать на такие угрозы. Сознание готово к тому, что брошенная сумка может быть опасна. Общественный настрой уже сформирован, - говорят в АТК Ставрополья. - Теперь пришло время учить быть бдительными в виртуальном мире, вырабатывать меры безопасности в Интернете.

Школьные звоночки

Чтобы сделать важную информацию наиболее доступной для восприятия и охватить максимальную аудиторию, антитеррористическая комиссия края снимает тематические видеоролики и транслирует их по ТВ. В этом году внимание зрителей обратили на портрет террориста, информационные войны и такое новое для российской действительности явление, как скулшутинг.

Раньше со школьными стрелками нашему обществу сталкиваться не приходилось, но в последнее время эта проблема стала актуальной. И АТК ответил на этот новый вызов, справедливо расценив его как одно из проявлений терроризма.

- Сейчас школьных стрелков не классифицируют как террористов. Но то, что они делают, от терроризма в классическом понимании отличается лишь отсутствием политических требований, - поясняют в АТК. - Запугивание, демонстрация власти над определённой группой людей (например, классом), создание паники. Что это, если не терроризм?

Подобное редко случается совсем уж внезапно. Школьные стрелки приходят к этому постепенно и самостоятельно. Иногда под воздействием внешних неблагоприятных обстоятельств, иногда - под влиянием собственных индивидуальных особенностей. Но для них это становится главным проектом всей жизни. С одной стороны, они, понимая противозаконность своих намерений, стремятся скрыть их от глаз и ушей посторонних, с другой - им очень хочется заявить миру о себе в новом качестве, и желание это вырывается наружу, как пар из кипящей кастрюли. На страницах в соцсетях могут появиться фото с будущим орудием преступления или соответствующие высказывания. И очень важно заметить эти тревожные звоночки и отреагировать.

Для того чтобы научить детей распознавать такие опасности, донести до них важность этих сигналов и необходимость сообщить о них взрослым, в АТК сняли соответствующий ролик. Его показывают на классных часах и родительских собраниях. Так же, как и остальные антитеррористические видеоролики.

- Работаем со школами, ссузами, вузами. Ежегодно взаимодействуем с образовательными организациями по плану противодействия терроризму. Школьные часы, показы видеороликов, участие в акциях и т.д., - рассказывают в АТК. - Работа с детьми и молодёжью - самая важная. Именно на них направлены наши основные усилия по профилактике распространения идеологии терроризма.

Подготовила Марина Тимченко, «АиФ-Северный Кавказ»